Санкт-Петербург, Концертный зал

Государственный квартет имени А.П. Бородина


Государственный квартет имени А.П. Бородина в составе:
Рубен Агаронян (первая скрипка)
Сергей Ломовский (вторая скрипка)
Игорь Найдин (альт)
Владимир Бальшин (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Александр Бородин
Струнный квартет № 2 ре мажор

Дмитрий Шостакович
Струнный квартет № 8 до минор, соч. 110

Петр Чайковский
Струнный квартет № 2 фа мажор, соч. 22


Государственный квартет имени А.П. Бородина – уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие квартета еще в 1995 году было отмечено «Книгой рекордов Гиннеса».
В нынешнем сезоне Государственному квартету им. А.П. Бородина исполняется 70 лет.
«Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности» – эта характеристика, данная квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе – будь то далекое либо недавнее прошлое или сегодняшний день.
История этого выдающегося ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории, в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана, образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (первая скрипка), Владимир Рабей (вторая скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский.
В отличие от других студенческих ансамблей будущие музыканты квартета им. А.П. Бородина уже в консерватории ощутили себя единым коллективом и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии (первый концерт состоялся 10 октября). Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.
С первых лет своего существования квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами музыканты почти сразу же стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Только за первые пять сезонов они исполнили около ста таких сочинений. Среди авторов, произведения которых играли музыканты квартета, – Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Моисей Вайнберг, Борис Чайковский, Герман Галынин, Юрий Левитин, Николай Пейко, Виссарион Шебалин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении квартета и были ему посвящены. В программах коллектива рождалась история советской камерной музыки.
В 1955 году благодаря выдающемуся исполнению сочинений А.П. Бородина коллектив получает свое имя – Квартет им. А.П. Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. К этому времени вторым скрипачом в коллективе стал Ярослав Александров, а альтистом Дмитрий Шебалин – сын композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Шебалин играл в квартете 43 года, параллельно он являлся профессором Московской консерватории и воспитал много известных исполнителей камерной музыки.
В 1955 году Квартет им. А.П. Бородина впервые выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, среди которых Чехословакия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Всем концертам музыкантов сопутствовал огромный успех. О «бородинцах» стали говорить как об одном из лучших квартетов мира.
В 1950 году началось содружество квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений, в том числе квинтеты Дворжака, Шостаковича, Франка, Шумана, Брамса, Регера, Копленда. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.
В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский – первая скрипка квартета, который на протяжении первых 30 лет с момента основания коллектива был его творческим вдохновителем. Именно с его именем связано зарождение собственного музыкального почерка «бородинцев». Его уход, естественно, стал ударом для коллектива. Примерно в то же время из-за болезни из квартета был вынужден уйти и скрипач Ярослав Александров.
Многие тогда говорили, что Квартету им. А.П. Бородина суждено прекратить свое существование. Однако коллектив выстоял. И возобновление после небольшого перерыва зарубежных гастролей квартета доказало, что ему удалось сохранить свои блестящие художественные достоинства. Первым скрипачом коллектива стал молодой музыкант Михаил Копельман, который уже являлся в то время концертмейстером оркестра Московской филармонии. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков, многие годы до этого игравший в Московском камерном оркестре под управлением Рудольфа Баршая. В новом составе «бородинцы» заново записали квартеты Бородина, и эта запись была признана в Великобритании лучшей записью года.
Особая страница в жизни ансамбля – творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном его творчеству фестивале современной музыки в Горьком, 23 февраля 1964 года) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета им. А.П. Бородина.
«Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как 16 бетховенских квартетов. Благодаря им квартеты Шостаковича прозвучали тысячи раз по всему земному шару.
После смерти Шостаковича в 1975 году работа над произведениями композитора не была прекращена. «Шостакович у Квартета им. А.П. Бородина, как говорится, в крови», – писал обозреватель кливлендской газеты Дональд Розенберг. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, а также во многих городах России и мира – Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и других. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), также была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира – EMI и BMG.
Начиная с середины 90-х годов вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году первой скрипкой квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский.
В биографии квартета – около 7000 концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей; сотни записей, удостоенные самых престижных наград; участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах).
С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты прошлого и наших дней, среди которых Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Святослав Кнушевицкий, Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Элисо Вирсаладзе, Наум Штаркман, Николай Петров, Михаил Плетнёв, Владимир Крайнев, Елизавета Леонская, Людмила Берлинская, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф, Менахем Пресслер, Трульс Мерк, Майкл Коллинз, Марио Брунелло, Сабина Майер, Олег Майзенберг, Алексей Любимов, Николай Луганский, Борис Березовский и Алексей Володин.
Квартет сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. Дискография коллектива включают более ста записей. Коллектив сохраняет высочайший профессиональный уровень, особый «фирменный» почерк. Перемены не изменили ни интенсивности концертной жизни, ни уровня выступлений «бородинцев».
Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена в сотрудничестве с компанией Chandos.
Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что квартет должен существовать постоянно». Сам музыкант отдал игре в Квартете им. А.П. Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором Российской академии музыки им. Гнесиных, организатором и председателем жюри Конкурса квартетов им. Д.Д. Шостаковича, художественным руководителем Международного фестиваля искусств им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.
Свое 70-летие коллектив отмечает выступлениями в крупнейших концертных залах мира, таких как Концертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Сите-де-ла-музик в Париже, Кёльнская филармония, Вигмор-холл в Лондоне, Альте-опер во Франкфурте, Московская консерватория, Концертный зал Мариинского театра, Тонхалле в Цюрихе. Также коллектив выступает на фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Стамбуле и Бергене.
Государственный квартет имени Бородина – лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии Мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001).


Второй квартет был создан Александром Бородиным летом 1881 года в Житово – тульском имении Николая Николаевича Лодыженского (участника балакиревского кружка). Квартет посвящен жене композитора Екатерине Сергеевне Бородиной и создан в честь 20-летия их объяснения в Гейдельберге. Воспоминания о тех днях были дороги обоим всю жизнь. Квартет – сочинение очень личное, тесно связанное с другими произведениями Бородина: в первой части проступают интонации страстной каватины Кончаковны, главная тема финала близка теме Игоря и Ярославны, которые так долго томились в разлуке (как нередко и супруги Бородины за годы совместной жизни). Скерцо оборачивается романтическим вальсом. Знаменитая медленная часть представлена дуэтом виолончели (инструмента, на котором играл Бородин) и скрипки.
Шедевр Бородина далеко не сразу был по достоинству оценен музыкантами. Римский-Корсаков, бегло ознакомившись с нотами еще до публичной премьеры, последовавшей в январе 1882 года, вынес вердикт: «Бородин написал за лето второй квартет – милый, но не Бог весть что». Потребовалось несколько лет, чтобы квартет получил истинное признание.

Восьмой квартет Шостаковича пользуется популярностью, редкой для произведения столь академичного жанра. Причина – программа, которую Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману, рассказывая другу о пребывании в июле 1960 года на курорте в Саксонской Швейцарии, под Дрезденом: «Смотрел материалы кинофильма
"Пять дней, пять ночей", создаваемого Лео Арнштамом. Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там Восьмой квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Шостакович написал эту музыкальную автоэпитафию буквально через несколько дней после того, как все-таки не смог избежать вступления в КПСС (хотя много раз зарекался это делать). Квартет открывается темой-монограммой (D-Es-C-H), которая проходит через все пять частей, делаясь местами даже назойливой. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его Первой, Восьмой, Десятой симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио и виолончельного концерта. «Намеками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Официально квартет посвящен памяти жертв фашизма и войны. Квартет существует в версиях для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая закрепилось название Камерная симфония.

В 1870-е годы Петр Чайковский легко и быстро, словно по волшебству, создал три замечательных струнных квартета и больше никогда к этому жанру не возвращался. Над квартетом № 2 фа мажор (соч. 22) он работал с декабря 1873-го по январь 1874 года. Это сочинение обаятельного и очень счастливого человека – музыка квартета словно светится изнутри. В самом что ни на есть академическом жанре Чайковский пишет так искренне и так восторженно, как удавалось лишь Бетховену в его поздних квартетах. В то же время это очень изысканное произведение: достаточно вспомнить пластичную тему скерцо.
Загадка Второго квартета – в непостижимом слиянии традиций Бетховена и Моцарта с русским характером. В первой части лирические излияния переходят… в плясовую, и это сделано так изящно, что момент перехода незаметен. Мечтательная вторая тема Andante взята из 18-й фортепианной сонаты Бетховена, но в конце этой части вдруг возникает пронзительный эпизод, написанный абсолютно по-русски, с открытой душой.
Квартет написан в классических формах, но именно форма меньше всего притягивает внимание. Только когда в середине финального полонеза (предшественника знаменитого полонеза из «Евгения Онегина») вдруг начинается фугато, можно с удивлением спохватиться – до какой же степени соблюдены все академические каноны.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход