Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Алексея Володина (фортепиано)


Биография Алексея Володина


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Соната «в духе фантазии» № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2 («Лунная»)

Александр Скрябин
Фантазия, соч. 28

Фредерик Шопен
Фантазия фа минор, соч. 49

Вольфганг Амадей Моцарт
Фантазия ре минор, KV 397

Роберт Шуман
Фантазия до мажор, соч. 17


Фантазия как музыкальный жанр известна с XVI века. Она возникла вне связи с вокальным или танцевальным началом и давала возможность автору, исполнявшему собственную музыку, проявить мастерство импровизации и виртуозность владения инструментом.
С XVIII века жанр фантазии связан преимущественно с клавирной музыкой. У Иоганна Себастьяна Баха фантазия обычно объединяется в цикл с фугой, в то время как фантазии его сына Карла Филиппа Эммануэля – самостоятельные пьесы, трактованные весьма свободно.

В начале 1780-х годов Вольфганг Амадей Моцарт познакомился с клавирными сочинениями семейства Бахов и они сильно повлияли на его творчество. О баховской импровизационной традиции напоминает начало Фантазии ре минор; два других ее эпизода – мелодраматический ариозный и оживленный – отсылают к интонациям фортепианных сонат самого Моцарта. По-видимому, композитор задумывал эту фантазию как вступление к сонате, которая так и не была написана. Чтобы фантазию можно было исполнять как отдельное сочинение, Август Эберхард Мюллер приписал в конце несколько заключительных тактов.

В наследии Людвига ван Бетховена, помимо фантазий для фортепиано соло и для фортепиано с хором и оркестром, есть две сонаты, имеющие подзаголовок quasi una Fantasia (в духе фантазии), – № 13 и № 14. В этих сонатах принцип фантазии впервые реализован в рамках сонатного цикла. В Тринадцатой сонате Бетховен, нарушая сложившиеся закономерности, отказывается от перерывов между частями, а Четырнадцатая вместо обычного allegro начинается с медленной части. После смерти Бетховена поэт Людвиг Рельштаб сравнил музыку первой части сонаты с картиной лунной ночи над Люцернским озером, и соната получила название «Лунной». Отсутствие явного драматического конфликта и скорбный характер музыки лишь усиливает напряжение. Как и в предыдущей сонате, вторая часть – скерцо – следует без перерыва сразу за первой. Контраст беззаботного скерцо с первой частью и порывистым, наполненным стихийной мощью финалом дал Листу основание назвать это скерцо «Цветком между двух пропастей».

Композиторы романтической эпохи значительно расширили возможности жанра. Фантазия Фредерика Шопена сравнима по масштабу с его крупнейшими одночастными сочинениями – скерцо и балладами. Круг настроений и тематический материал фантазии разнообразен: здесь и таинственный марш, и безмятежный ноктюрн, и торжественный хорал. Романтически-порывистые страницы чередуются с меланхолическими, а завершается фантазия триумфальным ликованием.

Грандиозная Фантазия Роберта Шумана по масштабу приближается к полноценной сонате и, подобно ей, трехчастна. Жанр фантазии дает композитору возможность свободно трактовать цикл: бравурная первая часть прерывается минорным эпизодом, обозначенным Im Legenden-Ton («в тоне легенды»), нередко появляются медленные речитативные фрагменты.
Вторую часть – обширное маршеобразное рондо – сменяет медленный финал.

Музыка Шопена послужила моделью для ранних опусов Александра Скрябина, который, как и польский мастер, писал мазурки, прелюдии, вальсы и ноктюрны. Фантазия Скрябина по многообразию настроений отчасти напоминает шопеновскую, однако написана в традиционной сонатной форме. Впрочем, именно у Скрябина границы между сонатой, фантазией, поэмой исчезают окончательно.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход