Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Дмитрия Ганенко (виолончель)


Станислав Соловьёв (фортепиано)

Биография Дмитрия Ганенко


ПРОГРАММА:
Луиджи Боккерини
Соната для виолончели и фортепиано № 6 ля мажор, G.4

Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и Сарабанда из сюиты для виолончели соло № 6 ре мажор

Иоганнес Брамс
Соната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, соч. 99

Петр Чайковский
Pezzo Capriccioso для виолончели и фортепиано, соч. 62

Гаспар Кассадо
Сюита для виолончели соло

Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч. 40


В виолончельной музыке едва ли не каждое произведение связано с именем какого-либо музыканта-виртуоза. Блестящее тому подтверждение – деятельность Мстислава Ростроповича, безмерно обогатившего виолончельный репертуар, но его случай не единственный – так изначально сложилась судьба инструмента.
36 сонат Луиджи Боккерини, авторство которых в настоящий момент доказано, написаны композитором… для самого себя. Боккерини с детства посвятил свою жизнь игре на виолончели, слава его как исполнителя и композитора распространилась по всей Европе. Соната ля мажор замыкает сборник из шести сонат, напечатанный в 1772 году в Лондоне. Построена она неклассическим образом: открывается медленной частью. Возможно, эта необыкновенная первая часть и принесла ей столь широкую популярность.

«Героем» шестой сюиты Иоганна Себастьяна Баха против обыкновения стал не виртуоз, а инструмент. Сюита в «царской» тональности ре мажор написана для пятиструнной виолончели. На этом инструменте, распространенном в эпоху барокко, легче было играть в высоком регистре, поэтому сюита написана так высоко и так ярко.

Чайковский встретил на своем пути немало прекрасных виолончелистов. Среди них – Карл Давыдов, Василий (Карл-Фридрих-Вильгельм) Фитценгаген и ученик последнего Анатолий Брандуков. Он-то в августе 1887 года и стал адресатом Pezzo capriccioso («капризной», «прихотливой» пьесы) для виолончели с оркестром. «Прихотлива» пьеса не по характеру (скорее элегическому), а по довольно непредсказуемому сочетанию различных видов техники, и в этом отношении одновременно трудна и выигрышна для исполнения.

Каталонский виолончелист Гаспар Кассадо, ученик легендарного Пабло Казальса, создал обширный репертуар как для своего инструмента, так и для гитары, не считая множества концертных транскрипций. Его увлечение старинной музыкой не ограничивалось Бахом: Фрескобальди и Куперен также были ему хорошо известны. В своей единственной сюите он соединил барокко и современность, каталонское и общеевропейское, что и отразилось в названиях трех частей: «Прелюдия-фантазия» (Сарабанда) – «Сардана» – «Интермеццо» и «Заключительный танец» (Хота). Сюита для виолончели соло – конечно же, дань уважения Баху, но также и Золтану Кодаи. Фрагмент его виолончельной сонаты (1921) Кассадо цитирует в первой части. Там же находится цитата из балета Равеля «Дафнис и Хлоя» (1912) – Кассадо не устоял перед искушением переложить для любимого инструмента великолепное флейтовое соло.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход