Санкт-Петербург, Мариинский-2

Пинхас Цукерман (скрипка) и Симфонический оркестр Мариинского театра


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Пинхас Цукерман (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Николай Римский-Корсаков
Симфоническая сюита «Шехеразада», соч. 35

Людвиг ван Бетховен
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61


Пинхас Цукерман – один из самых уважаемых скрипачей современности.
Он родился в 1948 году в Тель-Авиве в семье польских евреев, чудом уцелевших в Холокосте. Его первым педагогом был отец, до войны скрипач оркестра Варшавской филармонии. Затем мальчик продолжил обучение в Тель-Авивской школе музыки и в 12 лет дебютировал с Израильским филармоническим оркестром. На следующий год во время гастролей в Израиле Цукермана услышали Айзек Стерн и Пабло Казальс, которые рекомендовали его на получение стипендии для обучения в США. В Джульярдской школе в Нью-Йорке педагогом Цукермана стал Иван Александрович Галамян, в свое время учившийся у Константина Мостраса в Филармоническом училище в Москве, – от русской скрипичной школы никуда не деться! По старой традиции, идущей едва ли не с баховских времен, Цукерман одновременно совершенствовался и в игре на альте. Победа на Международном конкурсе имени Левентритта в Нью-Йорке в 1967 году открыла ему дорогу в престижные залы и к контрактам с крупнейшими фирмами звукозаписи. В 1969 году Цукерман выступил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Бернстайна, спустя два года дал первый сольный концерт в Нью-Йорке. Тогда же он всерьез занялся дирижированием.
Сегодня Пинхас Цукерман выступает по всему миру как солист – скрипач и альтист – и как дирижер, сотрудничая с крупнейшими концертными агентствами, лучшими оркестрами, выдающимися музыкантами. Неизменна его любовь к камерному музицированию. Среди многочисленных призов и лауреатских званий – премия «Грэмми» 1994 года за запись струнных трио Бетховена вместе с Ицхаком Перлманом и Линном Харреллом.
Еще одна неожиданная грань его творческого облика – актерская. Он снялся в популярных в США сериалах «Судья и его палач», «Час телефона Белла», «Американские мастера», «Ночное шоу с Джейем Лено».
Валерий Гергиев всегда с восхищением рассказывает о совместных концертах с Цукерманом. Во время прошлого Пасхального фестиваля они выступили не только в Москве и Петербурге, но и в Казани, Калининграде, Мурманске, Петрозаводске и даже Беломорске.
На нынешнем фестивале «Звезды белых ночей» Цукерман выступит дважды: 25 июня как солист в Концерте Бетховена (дирижер Валерий Гергиев), 28-го – как солист и дирижер, исполнив Скрипичный концерт соль мажор Моцарта, увертюру к «Волшебной флейте» и Первую симфонию Брамса.
Иосиф Райскин


Концерт Бетховена для скрипки с оркестром ре мажор (1806) принадлежит к лучшим произведениям этого жанра в европейской музыкальной классике. Его отличают глубина содержания вместе с величавой простотой тем, трогательный и искренний лиризм, благородная сдержанность чувств и подлинный аристократизм. Последнее проявляется в нежелании потворствовать вкусам публики, по установившемуся обычаю ждущей от концерта демонстрации виртуозных качеств солиста и его инструмента. Между тем, как и в фортепианных концертах, композитор стремится здесь приблизиться к симфонии. У Бетховена «виртуозность всегда остается слугой вдохновения» (Э. Эррио).
Премьера сочинения состоялась в Вене 23 декабря 1806 года и прошла без особого успеха. Исполнял концерт известный виртуоз Франц Клемент. Спустя год он решился повторить одну только первую часть концерта и снова не нашел отклика у венцев. Удивительно, но шедевр Бетховена более ни разу не исполнялся при его жизни. Перед нами один из самых разительных примеров коллективной глухоты публики и непростительной близорукости музыкальных критиков.
Разочарованный Бетховен по совету Муцио Клементи (композитора и блестящего пианиста) переложил в 1807 году скрипичную партию для фортепиано и даже написал фортепианные каденции к первой части и к финалу. Увы, и эту редакцию Бетховену не суждено было услышать; редко исполнялась она и на протяжении последующих двух столетий. Зато оригинальная партитура Бетховена, изданная только в 1861 году (при жизни композитора напечатаны были лишь сольная партия и оркестровые голоса), с тех пор завоевала признание во всем мире.
Иосиф Райскин


Выступление Пинхаса Цукермана в Мариинском стало возможным благодаря щедрой поддержке Американского фонда Мариинского театра в лице Фредерика Айсмана (Frederick Iseman)

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход