Санкт-Петербург, Концертный зал

Сибелиус. Григ. Дворжак


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Элис Сара Отт (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Владимир Ашкенази


В ПРОГРАММЕ:
Ян Сибелиус
«Любовная сюита» для струнных, литавр и треугольника, соч. 14

Эдвард Григ
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16

Антонин Дворжак
Симфония № 8 соль мажор, соч. 88


В 1894 году Ян Сибелиус сочинил «Любовную сюиту» (Rakastava) для мужского хора и струнных на слова из сборника народных текстов Элиаса Лёнрота. Четыре года спустя он переработал цикл для смешанного хора без сопровождения, а в 1911–1912 годах – для струнного оркестра, в значительной степени изменив первую и третью части. Интерес к выразительным возможностям струнного оркестра среди поздних романтиков был весьма активен: для струнных сочиняли Дворжак, Чайковский (серенады) и Григ (сюита «Из времен Хольберга»).
В сюите, программу которой составляет типично романтический любовный сюжет, Сибелиус разрабатывает тип «северной» лирики, открытый Григом, но ритм и гармония – его собственные. Необычная черта инструментовки – добавление к струнному оркестру ударных инструментов – литавр (в I и III частях) и треугольника (во II части). Этот тембровый ресурс Сибелиус использует очень экономно, задействуя его лишь в нескольких эпизодах.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров


Эдвард Григ был и до сих пор остается крупнейшим норвежским композитором, а написанный им в 25 лет Фортепианный концерт ля минор – одним из наиболее часто исполняемых произведений мирового репертуара. Концерт получил благословение Ференца Листа, который (как он любил делать) сыграл прямо по партитуре совершенно неизвестное ему сочинение, одобрил музыку и поддержал молодого автора. Впоследствии Григ многократно сам исполнял концерт (сохранились его записи, сделанные в первые годы ХХ века). К сожалению, это произведение осталось единственным опытом такого рода для композитора: второй концерт для фортепиано, заказанный издательством «Петерс», так и не был завершен. Как было принято у романтиков, концерт начинает солист – лирический герой. Григ, только что обратившийся к национальному романтизму, придал этому первому соло яркую национальную окраску, написав его в ладу, очень распространенном в скандинавском фольклоре начиная с XVII века (миноре с пропуском VI ступени). В свою очередь, главная тема финала – норвежский танец халлинг. В сочетании лирики и северного колорита – секрет неувядаемого обаяния концерта. А еще – в изобилии музыкальных тем, поскольку молодой композитор и не думал прибегать к «мудрой экономии».
Анна Булычёва


Ко времени создания Восьмой симфонии Дворжак был уже хорошо известен. Его музыка исполнялась с большим успехом, сам он выступал как дирижер в Чехии и за ее пределами (в том числе в России), ему предложили профессорскую должность в Пражской консерватории. Он много сочинял: с Восьмой симфонией соседствуют опера «Якобинец», Фортепианный квинтет ля мажор и Реквием. Симфонию Дворжак создал очень быстро – всего за два с небольшим месяца. Если в предыдущей, Седьмой, симфонии господствуют драматические настроения, то музыка Восьмой носит лирический характер. Композитора, несомненно, вдохновляли картины природы и чешский национальный мелос.
Своеобразна трактовка формы первой части. Впервые у композитора значительную роль играет медленное вступление: оно тематически развито и самостоятельно (эта идея получит свое продолжение в Девятой симфонии). Тема вступления служит границей разделов формы, появляясь и перед драматической разработкой, и – во время кульминации – перед репризой. Началом главной партии служит «птичий» мотив у флейты, побочной – маршеобразная тема, окрашенная в меланхолические тона.
Вторая часть – подлинно романтическое Adagio, в котором сменяют друг друга эпизоды, контрастные по характеру, но объединенные начальным восходящим мотивом из четырех нот. Место обычного для третьей части скерцо занимает меланхолический вальс, напоминающий об интермеццо симфоний Брамса, с которым Дворжака связывала давняя дружба.
Средний раздел построен на теме, заимствованной Дворжаком из собственной одноактной комической оперы «Упрямцы». На ней же строится и кода, неожиданно прерывающая плавное течение вальса двудольным танцем в народном духе. О начале финала объявляет фанфарный сигнал труб, за которым следует тема с вариациями. Такая форма отсылает к Брамсу и финалу его Четвертой симфонии, однако в отличие от последней, финал симфонии Дворжака окрашен в светлые и жизнерадостные тона.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход