Санкт-Петербург, Концертный зал

Концерт памяти Йоко Нагаэ Ческины


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Даниил Трифонов (фортепиано)
Леонидас Кавакос (скрипка)
Софья Кипрская (арфа)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Сергей Прокофьев
Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч. 25

Альберт Цабель
Концерт для арфы с оркестром до минор, соч. 35

Клод Дебюсси
Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», L 86

Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром pе минор соч. 47 (II часть)

 


Госпожа Йоко Нагаэ Ческина ушла из жизни в январе этого года.
Она была не только другом и партнером Мариинского театра, но и искренним поклонником русской культуры. Благодаря ее неоценимой поддержке многочисленные поклонники музыки по всему миру от Японии и до США смогли узнать и полюбить сочинения русских композиторов. Будучи профессиональной арфисткой, она считала Симфонический оркестр Мариинского театра своим родным коллективом, своей семьей. Акустически совершенный Концертный зал Мариинского театра – в том числе заслуга Йоко Нагаэ Ческины. Многочисленные проекты лейбла Мариинского театра, выпускающего аудио- и видеозаписи, также стали возможны благодаря ее поддержке.


Интерес к оркестровому письму венских классиков, и прежде всего Гайдна, возник у Прокофьева во время обучения в Петербургской консерватории в классе дирижирования Николая Черепнина. Прокофьев писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить: симфонию в классическом стиле». Замысел был реализован несколько лет спустя.
Оркестровый состав, избранный Прокофьевым для симфонии, соответствует инструментарию венских классиков: двойной состав духовых (без видовых инструментов и тромбонов), литавры и струнная группа. Последовательность частей, их форма и драматургия также в основном следуют модели, типичной для венской классической симфонии. Лишь место традиционного менуэта или скерцо (III часть) занимает гавот – жанр, ставший впоследствии «визитной карточкой» Прокофьева.
Музыкальный язык, однако, безошибочно указывает на принадлежность этой симфонии к музыке XX века. Неожиданные и яркие модуляции-сдвиги в далекие тональности, использование инструментов в весьма виртуозном ключе, ироническая трактовка музыкального материала – черты уже вполне сформировавшегося к этому времени стиля Прокофьева.
«Классическая симфония» Прокофьева – не прямая стилизация под Гайдна, но опыт переосмысления, взгляда на его наследие из XX века. Такой подход предвосхищает направление в музыке, получившее название неоклассицизма.


Альберт Цабель – немецкий арфист-виртуоз, значительную часть жизни проживший в России. Солист оркестра Императорских театров и первый профессор класса арфы Петербургской консерватории, Цабель блестяще проявил себя как исполнитель, композитор и педагог, дав мощный импульс развитию профессиональной школы игры на арфе в России. Мастерство Цабеля ценили композиторы: известно, что Чайковский доверял ему редактуру арфовых каденций в своих сочинениях, которые Цабель блестяще исполнял. За более чем сорок лет работы в консерватории Цабель воспитал целую плеяду учеников, достойно продолживших его дело. В их числе – Екатерина Вальтер-Кюне, чьей ученицей была знаменитая Ксения Эрдели.
Композиторское наследие Цабеля включает около сорока виртуозных пьес и переложений для арфы, а также концерт до минор – первый концерт для арфы, созданный в России. Традиция исполнителя-композитора имеет давнюю историю: прекрасно владея инструментом и зная его выразительные возможности, многие виртуозы сочиняли музыку для собственных выступлений. Этой традиции следует и Цабель. В музыкальном материале концерта, построенного по классической трехчастной схеме, порой угадываются интонации блестящих арфовых пассажей, украшающих балеты Минкуса и Чайковского.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров


Третий фортепианный концерт создан Сергеем Рахманиновым в годы, когда талант его окончательно высвободился из пут сомнений, самоограничений и внешних препятствий, полностью созрел и окреп. Начиная со Второго концерта (1901) новые яркие сочинения, часто не одно, а сразу несколько, появлялись каждый год. Такой феноменальной творческой активности не мешала даже интенсивная концертная и дирижерская деятельность Рахманинова. Третий концерт сочинен композитором летом 1909 года, в возрасте 36 лет. В его музыке отчетливо слышится не только зрелость мастера, но и какой-то новый размах, широта, свобода…
Премьера концерта состоялась во время американских гастролей 28 и 30 ноября 1909 года в Нью-Йорке. Русская премьера в исполнении автора прошла в Москве 4 апреля 1910 года. Концерт посвящен выдающемуся польскому пианисту Иосифу Гофману, с которым Рахманинов встречался во время его гастролей в России (позднее их знакомство продолжилось в США). Свое отношение к композитору Гофман ярче всего выразил в этой проникновенной эпитафии:
Рахманинов был создан из стали и золота:
Сталь в его руках, золото – в сердце.
Не могу без слез думать о нем.
Я не только преклонялся перед великим артистом,
Но любил в нем человека.

Третий концерт – одно из самых «русских» произведений композитора. Его часто называют «концертом-песней», «поэмой о родине». Музыкальное повествование, драматическое, с трагическими эпизодами, всегда лирически окрашенное, можно уподобить «борьбе света и тени». «Завоевание света» в финале – подлинный гимн радости, особенно резонансно прозвучавший в атмосфере России конца 1900-х годов. Загадкой и во многом предвестием будущего (не только «развязки» концерта, но и поздних сочинений композитора) звучит средняя часть, интермеццо – сфера личного, музыка, в которой причудливо сплелись настоящее и воспоминания о прошлом.
Владимир Горячих


Музыка создана для невыразимого…

Клод Дебюсси
«Послеполуденный отдых фавна» (1894) Клода Дебюсси (1862–1918) носит подзаголовок «Прелюдия к эклоге Малларме». Эклога – в античной, а затем в европейской поэзии – стихотворение на тему о пастушеской жизни, близкое к идиллии и пасторали. Первоначально эклога Стефана Малларме предназначалась самим поэтом для декламации, которую должны были иллюстрировать танцы. Это была попытка возобновить античную традицию, когда авлетист (исполнитель на авлосе – античной двуствольной флейте), играя, одновременно танцевал или делал телодвижения в такт музыке. Дебюсси искал в поэзии Малларме ту гармонию, тот синкретизм (то есть соединение искусств), которые были утеряны со времен античности.
Опять, лукавая свирель, орудье бегства,
Попробуй расцвести на берегах былых!
Я ж буду длить рассказ, горд шумом слов своих,
Пока языческих богинь живописуя,
С их тени пояс вновь мечтой не отрешу я.
Так, если соком лоз себя я опьяню
И сожаление уловкой отгоню,
Я к небу подниму со смехом гроздь пустую…
Сохранился пояснительный текст, вероятно, составленный самим Дебюсси или при его участии. «Музыка этой прелюдии – очень свободная иллюстрация прекрасного стихотворения Малларме. Она отнюдь не претендует на синтез стихотворения. Скорее это следующие друг за другом картины, среди которых движутся желания и грезы фавна в послеполуденный зной. Затем, утомленный преследованием пугливо убегающих нимф, он отдается упоительному сну, полному осуществившихся наконец мечтаний о полноте обладания во всеобъемлющей природе».
Сам Малларме признал, что музыка Дебюсси очень точно передает его стихи. Вот что он сказал композитору, когда тот проиграл ему на фортепиано (заметьте, на фортепиано, то есть в отсутствие изумительных оркестровых тембров!) свою прелюдию: «Я не ожидал чего-либо подобного! Эта музыка продолжает эмоцию моего стихотворения и украшает его более страстно, чем это могли бы сделать краски». В 1912 году Вацлав Нижинский поставил для труппы Дягилевского русского балета «Послеполуденный отдых фавна», в котором исполнил главную роль. Дебюсси посчастливилось видеть этот спектакль.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход