Санкт-Петербург, Мариинский-2

Скрипач Леонидас Кавакос и дирижер Валерий Гергиев


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Леонидас Кавакос
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Эдуард Элгар
Военный марш № 1 ре мажор из «Торжественных и церемониальных маршей», соч. 39

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром pе минор соч. 47

Эдуард Элгар
«Энигма-вариации» для симфонического оркестра, соч. 36


У Леонидаса Кавакоса – имя легендарного мужественного спартанца, длинные волосы. Сняв очки, он, безусловно, мог бы играть Никколо Паганини в биографических сериалах. Тем более что как виртуоз, он не уступает знаменитому генуэзцу. Леонидас – из «рабочей династии» музыкантов, учился музыке у родителей и, подобно юному Паганини, страдал от жесткой педагогики отца. В одном из интервью он рассказал, что в девять лет произвел «небольшую домашнюю революцию» и его отвели к Стефану Кафантарису в Афинскую консерваторию. «Думаю, таких учителей нет больше нигде в мире… Я стал давать концерты, – продолжал Леонидас, – в 1985 году поехал на конкурс Сибелиуса в Финляндию и выиграл его. Мне было тогда 18 лет. Я был горд и счастлив привезти моему учителю свой Гран-при. Ведь после моей победы все узнали имя моего педагога!» А после победы в 1988 году на конкурсе имени Паганини ему предоставили право сыграть на скрипке IL Cannone работы Гварнери дель Джезу, принадлежавшей Паганини. Сегодня Кавакос играет на скрипке Страдивари Falmouth, которую нашел у антиквара в Нью-Йорке и купил, не прибегая к помощи фондов.
На инструменте XVIII века в исполнении Кавакоса звучит музыка четырех столетий. В одном только Концертном зале Мариинского театра он играл шедевры барокко и все скрипичные сонаты Бетховена, романтиков – от Шуберта до Сибелиуса, Чайковского, оба скрипичных концерта Прокофьева и Первый скрипичный концерт Шостаковича, наконец, Концерт Анри Дютийё, сыгранный в присутствии недавно ушедшего от нас почти 100-летнего патриарха французского авангарда на мини-фестивале в его честь, устроенном Валерием Гергиевым в рамках «Звезд белых ночей – 2008».
На нынешнем фестивале Леонидас Кавакос с Валерием Гергиевым исполнят Концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса, с которым Кавакос победил на конкурсе имени этого композитора. Не упустите возможность воспользоваться дружбой двух замечательных музыкантов: Скрипичный концерт Сибелиуса – одно из музыкальных чудес света.
Иосиф Райскин


«Эдуард Элгар в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой», «Элгар – просто наш Шекспир в музыке», – писали современники английского композитора. По сути, после Генри Перселла он стал первым национальным композитором, который ввел английскую музыку в мировой музыкальный контекст. Музыка Эдуарда Элгара явилась зеркалом, в котором отразилась Англия викторианской эпохи. Оркестровый цикл «Торжественные и церемониальные марши» (1901–1930), состоящий из пяти номеров, получил широкое признание. В слушательской среде Элгара знали прежде всего по его великолепному маршу № 1 D-dur «Страна надежды и славы» (The Land of Hope and Glory) из этого цикла. Марши Элгара и сегодня звучат во время торжественных событий в Букингемском дворце и Вестминстерском аббатстве. Английские меломаны не спешили с признанием Элгара, но его активно поддерживал Бернард Шоу (выступавший в печати в качестве концертного и оперного рецензента). Вскоре пришло время, когда ситуация изменилась. В 1904 году в театре Ковент-Гарден впервые состоялся Элгаровский фестиваль; композитора избрали также в члены престижного литературного клуба «Атеней», и в июле того же года он был возведен в рыцарское достоинство.

Вариации для оркестра на собственную тему (вариации «Энигма») были завершены Эдуардом Элгаром в 1899 году и превратились в его визитную карточку. Предание гласит: однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сымпровизировал также вариации. Каждая из вариаций – музыкальный портрет. За инициалами или вымышленными именами скрыты самые близкие композитору люди. Романтическая и утонченная первая вариация, непосредственно продолжающая тему, посвящена жене. В вариации № 6 тема поручена альтам (Исабель Фиттон обучалась у Элгара игре на этом инструменте). Однажды герой вариации № 7, архитектор Артур Тройт Гриффит, и автор были застигнуты грозой и укрылись в доме Уинифред Норбери (см. вариацию № 8). Особняком стоит вариация № 9 «Нимрод» (А.Дж. Джаггер), изумительное по красоте и оркестровой выразительности Adagio – шедевр Элгара. Под именем библейского царя Нимрода, строителя Вавилонской башни, выведен один из друзей композитора, служивший в лондонском музыкальном издательстве Новелло.
Среди остальных пьес некоторые – милые безделушки. Дорабелла – это заикающаяся Дора Пенни, вариация № 11 – портрет отнюдь не Джорджа Робертсона Синклера, органиста в Херефорде, а его любимого бульдога. В такте 13 вариации № 13 на фоне мерных фигур у альтов и тремоло литавр, изображающих колыхание волн и шум машины в трюме, кларнет играет побочную тему увертюры Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание», которую за ним повторяют трубы и тромбоны: героиня вариации отплывала в Австралию. Финал, в котором к оркестру может присоединяться орган, – это Эдуард Элгар собственной персоной. Все загадки он в свое время раскрыл, прокомментировав сочинение. Но при этом загадал потомкам загадку второго уровня: якобы в вариациях есть еще некая скрытая в толще партитуры неявно звучащая тема… Ее ищут до сих пор, и поиски заставляют возвращаться к «Энигме», нащупывая под листками из домашнего альбома более глубокий смысл.
Анна Булычёва

Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться: его занятия на этом инструменте начались слишком поздно, вдобавок Сибелиус перенес травму плеча, которая заставила его окончательно отказаться от своих честолюбивых намерений. Тем не менее композитор никогда не терял интереса к скрипке и мог подолгу предаваться импровизациям на ней. Приближаясь к 40-летнему рубежу, он отмечал: «Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом». Вскоре Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к скрипке и хорошее знание инструмента.
Скрипичный концерт ре минор (1905) знаменит своей чрезвычайной сложностью: в нем ярко выражено стремление Сибелиуса выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Берлинская премьера сочинения прошла с невероятным успехом, а его музыка побудила одного из критиков к причудливому сравнению с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход