Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Шостакович


К 175-летию Петра Чайковского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Павел Милюков (cкрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Джеймс Конлон


В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

Дмитрий Шостакович
Симфония № 5 ре минор, соч. 47


Свой единственный Концерт для скрипки с оркестром Петр Чайковский написал в 1878 году уже будучи знаменитым композитором, автором Первого фортепианного концерта, четырех симфоний и опер (в том числе оперы «Евгений Онегин»). Вначале не оцененный по достоинству, Скрипичный концерт в чем-то повторил судьбу Первого фортепианного. Сейчас трудно себе представить, что сочинение такой силы, выразительности и красоты не сразу нашло своего адресата и исполнителя. Сначала Чайковский решил написать Концерт для своего друга и ученика Иосифа Котека, затем из-за возникших разногласий предпочел ему знаменитого скрипача и педагога Леопольда Ауэра. Однако, увидев, что последний отложил его сочинение в долгий ящик, посвятил свое детище скрипачу Адольфу Бродскому, который стал первым исполнителем Концерта в России и за рубежом и выдержал немалое сопротивление оркестрантов до исполнения и резко отрицательные отзывы критики после него.
Полтора века назад главную сложность для исполнителя представляла чрезвычайная виртуозность Концерта. В наше время основная проблема заключается, скорее, в интерпретации, потому что предложить новое прочтение столь знаменитого и часто исполняемого произведения – задача весьма и весьма непростая.
Светлана Никитина

Премьера Пятой симфонии ре минор. состоявшаяся в Ленинградской филармонии 21 ноября 1937 года под управлением молодого дирижера Евгения Мравинского, прошла с ошеломляющим успехом. Восторженная овация зала длилась около получаса. Мравинский поднял партитуру симфонии высоко над головой. Передавали слова Бориса Пастернака: «Подумать только, сказал все, что хотел, и ничего ему за это не было!». Что же сказал Шостакович своей Пятой симфонией?
Начальные такты симфонии – своеобразный эпиграф, бросающий отсвет на развертывающуюся трагедию. Философски углубленная, ритмически напряженная главная партия и элегически светлая побочная лежат в основе сонатной формы. В разработке главная тема преображается, приобретая черты зловещего гротескного марша. И лишь в патетической репризе она восстанавливает свой первоначальный облик. Краткое просветление сменяется печальной кодой: музыка словно гаснет в холодных восходящих гаммах челесты. Вторая часть Allegretto – cкерцо; его грубоватый «деревенский» юмор оттеняет эмоциональную и философскую насыщенность первой части. Вершина трагедийного симфонического цикла – третья часть Largo. Она открывается сосредоточенным и тихим хоралом струнных. В череде печальных и возвышенных мелодий выделяется лирическое соло гобоя: оно достигнет высот трагического пафоса в напряженной декламации виолончелей. Заключая Largo, тема гобойного соло прозвучит умиротворенно в истаивающих тембрах арфы и челесты. Финал Allegro n on troppo врывается под грохот литавр энергичной поступью медных. На вершине развития этой главной темы всплывает горделивая побочная – сперва в благородном тембре трубы, затем в мощном гимническом пении струнных и деревянных. В разработке темы свободно варьируются. Реприза, плавно переходящая в коду, знаменует начало неуклонного подъема. Напряженное, подчас до боли мучительное, преодоление-нарастание разрешается ослепительно ярким светом – ликующим ре-мажором преображенной главной темы на фоне непрерывно вдалбливаемого звука «ля» у струнных и деревянных духовых. Но удары «оголенных» литавр в последних тактах симфонии, словно гвозди в крышку гроба, обнажают «двойное дно» финала. За внешним торжеством таится подлинная трагедия, за пресловутым «становлением личности» – смертельное противостояние личности жестокому веку.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход