Санкт-Петербург, Концертный зал

Московский камерный оркестр MUSICA VIVA


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Пекка Куусисто (скрипка)
Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель и дирижер – Александр Рудин


В ПРОГРАММЕ:
Отторино Респиги
«Триптих Боттичелли», P. 151

Фриц Крейслер
Концерт для скрипки с оркестром до мажор «В стиле Вивальди»

Франц Шуберт
Увертюра «В итальянском стиле» до мажор, D 591

Феликс Мендельсон
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64


Московский камерный оркестр Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, исполняющий камерную, симфоническую и оперную музыку. В зависимости от программы состав исполнителей может меняться от барочного ансамбля до симфонического оркестра времен Бетховена, Мендельсона, Шумана.
Художественный руководитель оркестра – известный музыкант Александр Рудин. Под его управлением коллектив достиг высочайшего исполнительского мастерства, освоил большой разнообразный репертуар и получил международное признание. В игре коллектива высокая ансамблевая культура сочетается со свежестью интерпретаций. Важнейшим направлением деятельности оркестра является исторически информированное исполнение музыки барокко и раннего классицизма. Так, коллектив в течение многих лет проводит в Московской филармонии цикл концертов «Шедевры и премьеры», в котором представляет как хорошо известные произведения, так и музыкальные раритеты. В другом цикле концертов – «Серебряная классика» Musica Viva – знакомит публику с музыкой оставшихся не известными в России европейских композиторов разных эпох.
В Концертном фойе Дворца на Яузе недавно стартовал еще один авторский цикл камерных концертов оркестра – «Вечера с Александром Рудиным».
Другое направление деятельности коллектива – исполнение ораторий и опер в концертной версии. За последние годы под руководством Александра Рудина в Москве прозвучали «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, Реквием Шумана, «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. В сотрудничестве с дирижером Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».
Musica Viva регулярно представляет премьеры сочинений современных композиторов, таких как Вячеслав Артёмов, Арво Пярт, Аулис Саллинен, Валентин Сильвестров и других.
Более десяти лет в стенах Государственной Третьяковской галереи и Оружейной палаты Московского Кремля оркестр проводил международный музыкальный фестиваль «Посвящение», в котором участвовали ведущие исполнители России и Европы. С 2012 года проходит собственный региональный фестиваль Musica Viva в Сыктывкаре – столице Республики Коми.
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира. В их числе – дирижеры Роджер Норрингтон, Кристофер Хогвуд, Владимир Юровский, флейтист Андраш Адориан, пианист Роберт Левин, певицы Джойс ДиДонато, Анник Массис, Сьюзен Грэм. С оркестром выступал хор Collegium Vocale.
Постоянными партнерами коллектива также являются Элисо Вирсаладзе, Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Хибла Герзмава, Изабель Фауст и Рауль Дильтинс. Совместно с Музыкальной академией им. Королевы Елизаветы (Бельгия) Musica Viva организует выступления в Москве молодых музыкантов – лауреатов европейских конкурсов.
Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал во многих странах Европы и Азии, постоянно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков для лейблов «Русский сезон» (Россия – Франция), Olympia, Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия) и «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом сочинений Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera.


«Триптих Боттичелли» написан Отторино Респиги в 1927 году под впечатлением картин одного из величайших художников эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. Из всех полотен Респиги останавливает свой выбор на трех. С первого взгляда может показаться, что они ничем не связаны между собой: пасторальные образы господствуют в «Весне», мифология – в «Рождении Венеры» и религиозная тематика – в «Поклонении волхвов». Однако все три картины проникнуты духом истинной гармонии. Совершенство форм, атмосфера мистического действа и красота в ее первозданном виде – вот факторы, благодаря которым эти полотна воспринимаются как единое целое, как некий эстетический идеал. Красотой проникнуто и музыкальное полотно Респиги.
Музыка всех трех частей окутана настроением таинственной созерцательности. Респиги проявил себя в этом сочинении как мастер колористики и звукописи. Необычайно тонкая и изобретательная инструментовка, обилие оркестровых красок, колористических оттенков и эфемерных звучностей буквально завораживают.

Как известно, австрийский музыкант Фриц Крейслер был не только гениальным скрипачом, но в высшей степени талантливым композитором. Выступая с концертами, он имел обыкновение составлять программы из собственной музыки и обработок полюбившихся ему сочинений других авторов. Излюбленным методом работы Крейслера было воссоздание музыкальных стилей разных эпох. Так, сборник под названием «Классические манускрипты» для скрипки и фортепиано он первоначально обозначил как обработки оригинальных произведений Корелли, Боккерини и других музыкантов. И лишь в 1935 году признался, что это были целиком его творения.
Стилизацией он занимался и в сольных сочинениях для скрипки с оркестром. Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор насыщен мотивами в духе Паганини, а не менее известный Концерт для скрипки с оркестром до мажор имеет подзаголовок «в стиле Вивальди». Однако этот концерт – не просто пародия на стиль Вивальди. Крейслер создает необычайно яркое, самостоятельное произведение. Вероятно, в атмосфере музыкальной пресыщенности и поисков новых форм, царившей на рубеже XIX–XX веков, концерт Крейслера звучал очень свежо.

В 1817 году Франц Шуберт написал две увертюры, снабдив их подзаголовком «В итальянском стиле». В эти годы в Вене с невероятным успехом ставились оперы Россини. Впечатления от музыки Россини и побудили Шуберта взяться за перо. Обе увертюры – и ре мажор и до мажор – были исполнены в марте 1818 года, а наибольшую популярность снискала вторая из них. Интересно, что венская публика впервые познакомилась с оркестровым творчеством композитора именно благодаря увертюрам, а не симфониям.

Сочиненный в 1844 году Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона – одно из известнейших произведений в своем жанре. Еще при жизни композитора концерт завоевал невероятную популярность и любовь публики.
Для своего времени концерт был новаторским сочинением. Мендельсон начинает сразу с основной темы у скрипки, звучащей как тончайшая исповедь души. Это не могло не удивить слушателей, привыкших к обстоятельным оркестровым вступлениям. Кроме того, части концерта снабжены плавными переходами, что способствует большей цельности и единству настроения.
Отход от канонов классического концерта в сторону большей свободы, его романтизация обеспечили сочинению непреходящую славу.

 
При поддержке:

VR GROUP

 YIT

Посольство Финляндии. Москва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход