Санкт-Петербург, Концертный зал

Михаил Воскресенский


X международный фестиваль «Лики современного пианизма»

В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Фантазия ре минор, KV 397

Иоганнес Брамс
Соната № 3 фа минор, соч. 5

Сергей Прокофьев
«Сказки старой бабушки», соч. 31
Соната № 8, соч. 84


Исполняет Михаил Воскресенский


Интервью с Михаилом Воскресенским >>

О концерте

В начале 1780-х годов Вольфганг Амадей Моцарт познакомился с клавирными сочинениями семейства Бахов и они сильно повлияли на его творчество. О баховской импровизационной традиции напоминает начало Фантазии ре минор; два других ее эпизода – мелодраматический ариозный и оживленный – отсылают к интонациям фортепианных сонат самого Моцарта. По-видимому, композитор задумывал эту фантазию как вступление к сонате, которая так и не была написана. Чтобы фантазию можно было исполнять как отдельное сочинение, Август Эберхард Мюллер приписал в конце несколько заключительных тактов.
Владимир Хавров

Третья фортепианная соната Иоганнеса Брамса создавалась стремительно, а «в свет являлась» по частям. 30 сентября 1853 года, только что познакомившись с Шуманом, Брамс сыграл ему Andante из неоконченной сонаты. Этому Andante он предпослал эпиграф из стихотворения К.О. Штернау (псевдоним Отто Юлиуса Инкермана): «Наступает вечер, луна восходит, два сердца соединяются, охваченные любовью». В конце октября 1853-го соната была завершена и уже в феврале следующего года выпущена лейпцигским издательством Бартольда Зенфа с посвящением графине фон Хоэнталь. 23 октября 1854 года Брамс исполнил в Лейпциге две части (Andante и скерцо) и только в начале декабря в Магдебурге впервые сыграл сонату целиком.
Соната очень масштабна, под стать поздним сонатам Бетховена. Идея «лишней» четвертой части – Интермеццо с подзаголовком «взгляд назад» – могла быть подсказана Шуманом. В целом же написанная 20-летним композитором соната абсолютно брамсовская. В возрасте, когда многие только приступают к поискам собственного стиля, он создавал музыку, которую невозможно спутать ни с чьей.

«Сказки старой бабушки» Сергей Прокофьев сочинил в 1918 году в США для американских издателей, проявивших интерес к его музыке. Композитор впервые исполнил эти пьесы на своем концерте в Нью-Йорке в начале 1919 года. Однако предложенный издателями гонорар был таким мизерным, что Прокофьев отказался печататься в Америке. «Сказки» вышли в свет в 1922 году в московском издательстве «А. Гутхейль», в реальности давно принадлежавшем Сергею Кусевицкому и находившемся в Париже. К моменту сочинения «Сказок» Прокофьев уже был автором четырех фортепианных сонат, «Сарказмов» и «Мимолетностей». Рассчитанные на американскую публику «Сказки» сдержаннее по стилю, технически проще. Все четыре пьесы написаны в умеренных темпах. Композитор предпослал им эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стерлись из ее памяти, другие не сотрутся никогда».
Анна Булычёва

Восьмая соната завершает триаду «военных» сонат Сергея Прокофьева, написанных в первой половине 1940-х годов. Это самая продолжительная среди сонат композитора. Она заметно отличается по настроению от предшествующих сочинений Прокофьева в этом жанре: наряду с виртуозной фортепианной техникой, важную роль здесь играет лирика. В первый и единственный раз Прокофьев начинает сонату в медленном темпе. Тема, звучащая в начале сонаты, заимствована Прокофьевым из музыки к незаконченному фильму «Пиковая дама». В разработке доминирует быстрое, беспокойное движение, а темы экспозиции приобретают зловещий характер. Нарастание напряжения ведет к кульминации, за которой следует возвращение начального темпа и основных тем. Небольшая по объему вторая часть играет роль интермедии. Музыка этой части связана с еще одним нереализованным пушкинским замыслом: в ее основе – мелодия из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» Камерного театра Александра Таирова, который так и не был поставлен. Первая тема финала напоминает о ранних фортепианных сочинениях Прокофьева, исполненных юношеского задора. Обширный эпизод в середине финала начинается как блестящий вальс, но вскоре превращается в инфернальную пляску. Ее прерывает появление второй темы в высоком регистре на pianissimo. Ликующие, радостные настроения восстанавливаются в репризе и коде.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход