Санкт-Петербург, Концертный зал

Джордж Ли (фортепиано)


Марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
32 вариации на оригинальную тему до минор, WoO 80
Соната № 32 до минор, соч. 111

Фредерик Шопен
Вариации на тему Là ci darem la mano из оперы Моцарта «Дон Жуан», соч. 2

Ференц Лист
«Утешение» № 3 ре-бемоль мажор, S. 172
Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор, S. 244 (каденция Сергея Рахманинова)


Исполняет Джордж Ли

О концерте

Двухчастная соната № 32 – последняя в ряду фортепианных сонат Бетховена. Ее композиция в чистом виде воплощает идею «от мрака к свету, через борьбу к победе». Первая часть написана в мрачном до миноре. Она открывается патетическим вступлением, напоминающим французскую увертюру. Затем следует фугато – возможно, именно оно подало романтикам, включая Листа и Берлиоза, идею инфернальных фуг. Строгое полифоническое изложение, Бетховен то и дело внезапно прерывает ради вкраплений лирической и фантазийной музыки.
Вторая часть – «Ариетта с вариациями» в до мажоре. Возвышенно-простая тема ариетты к концу звучит как религиозный гимн. В процессе вариаций тему постепенно окутывает целое облако орнамента, музыкальная ткань словно дематериализуется в мельчайших пассажах, которые отпугивали целые поколения пианистов.
Соната закончена в 1822 году и посвящена ученику и меценату Бетховена эрцгерцогу Рудольфу. Лондонское издание вышло с посвящением Антонии Брентано, но с сочинениями Бетховена не раз случались такие казусы.
Анна Булычева

В фортепианной музыке Людвига ван Бетховена вариации занимают не менее важное место, чем сонаты. Первым сочинением 12-летнего Бетховена стали «Вариации на тему марша Дресслера», а появившиеся сорок лет спустя «Вариации на тему вальса Диабелли» завершили творческий путь композитора.
32 вариации до минор Бетховен написал в период творческого расцвета. В это же время создавались «Русские» квартеты, Четвертая симфония и скрипичный концерт. Компактная, тема длиной в восемь тактов ложится в основу произведения, где концентрация мысли близка к предельной, – весь цикл длится не более 10 минут. Истоки темы – в музыке барокко, о чем напоминает ритм сарабанды, нисходящая линия баса и стремительные тираты верхнего голоса. Каждый элемент темы получает характерное для него варьирование. Цикл как целое поддерживает восьмитактовая структура, сохраняющаяся до последней вариации, и неизменный до минор – тональность «Патетической» сонаты и Пятой симфонии, – лишь на время сменяющийся одноименным мажором.

Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» 17-летнего Фредерика Шопена – первое сочинение композитора в крупной форме. Первоначально вариации были созданы для фортепиано с оркестром – в таком виде они прозвучали на премьере в исполнении композитора. Поскольку выразительные возможности оркестра почти не интересовали Шопена, он часто играл вариации без сопровождения.
Характер фортепианной партии дает представление о блестящей исполнительской технике юного Шопена. Теме из дуэта Церлины и Дон Жуана, предпослано вступление. Четыре вариации разрабатывают материал темы в виртуозном духе, а в пятой движение замедляется и появляются драматические интонации. Цикл завершается бравурной кодой в ритме полонеза. Несколько лет спустя Роберт Шуман, познакомившись с вариациями Шопена, произнес свою знаменитую фразу: «Шапки долой, господа! Перед вами гений!».

«Утешения» Ференца Листа – пьесы в неторопливом движении с кантиленной мелодией, близкие по характеру ноктюрнам. На необычное название Листа вдохновило стихотворение «Слеза, или Утешение» французского поэта-романтика Альфонса де Ламартина. Третья пьеса (самая популярная в цикле) напоминает о ноктюрнах Шопена и, возможно, задумана как дань памяти польского мастера.
Венгерские рапсодии – одна из «визитных карточек» Листа. Он прославился как пианист не в последнюю очередь благодаря эффектному исполнению этих виртуозных пьес. Музыка рапсодии № 2 в ХХ веке использовалась в диснеевских мультфильмах и стала частью массовой культуры. Рапсодия состоит из двух разделов – медленного и быстрого, что соответствует структуре венгерского народного танца вербункош. Вторая рапсодия стала излюбленным номером в репертуаре многих пианистов. Ее часто исполнял и Сергей Рахманинов, написавший к рапсодии оригинальную каденцию.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход