Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Павла Милюкова (скрипка)


Марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Соната для скрипки и фортепиано № 7 до минор, соч. 30 № 2

Иоганнес Брамс
Соната для скрипки и фортепиано № 3 ре минор, соч. 108

Сезар Франк
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8


Исполняет Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано – Сергей Редькин

О концерте

Людвиг ван Бетховен не раз писал сонаты специально для знаменитых скрипачей своего времени, но три сонаты соч. 30, возникшие весной 1802 года, адресованы скрипачу-любителю – Александру I. Вероятно, их посвящение императору могло состояться через русского посланника в Вене графа Разумовского.
Начало 1802 года было в жизни Бетховена временем расцвета, когда музыка рождалась в изобилии, но тогда же рушились надежды на улучшение слуха, и росло сознание обреченности: осенью того же года Бетховен напишет свое «Гейлигенштадтское завещание». Эта двойственность положения отразилась в музыке: в опусе 30 между двумя прекрасными мажорными сонатами помещена соната до минор, которую по аналогии с фортепианной сонатой Бетховена до минор можно было бы назвать «Патетической». Вместо обычных трех частей в ней четыре. Самая большая и весомая часть – вторая, возвышенное Adagio cantabile. Третья часть – скерцо в исконном значении этого слова («шутка»), где озорные ритмические фигуры сбивают с толку. Зато крайние части сонаты драматичны и беспокойны, а некоторые детали (марш в качестве побочной темы первой части и угрожающе рокочущие басы) намекают на то, что это музыка военного времени.
Анна Булычева


Если бы потребовалось одним словом охарактеризовать музыку Иоганнеса Брамса, то лучше всех подошло бы слово «благородная». Удивительно, что многие современники великого композитора, восхищаясь его творчеством, не увидели, что этого угрюмого мизантропа и ворчуна – каким он казался – разоблачает его музыка – тонкая, умная, благородная. Звуками, заключенными в рамки «эстетически законного консерватизма» (Карл Дальхауз), Брамс, как никто другой, умел выразить страстность без надрыва и показать неисчерпаемые глубины человеческой души.
Будучи крупнейшим симфонистом второй половины XIX века, для скрипки Брамс написал не так много – один концерт и три сонаты. Все четыре сочинения получили широкую известность и вошли в репертуар выдающихся исполнителей.
Соната для скрипки и фортепиано ре минор (1888) – последняя из скрипичных сонат Брамса. Она посвящена не кому-либо из известных скрипачей, но дирижеру и пианисту Гансу фон Бюлову. Это настоящая симфония в миниатюре, только предназначенная для двух инструментов.
Светлана Никитина


Скрипичная соната Сезара Франка, наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом, принадлежит к триаде камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок ее первому исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала одним из любимых произведений Изаи и вошла в репертуар многих известных скрипачей. Четырехчастная форма цикла напоминает о структуре баховских сонат. Как и у Баха, цикл начинается с умеренно медленной части. Обращение к речитативу в третьей части и к полифоническим формам в финале также заставляет вспомнить о принципах барокко, но богатая хроматизированная гармония отсылает к позднеромантическому стилю.
Первая же музыкальная мысль сонаты – красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие, – протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси. В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором все части связаны одним мотивом. Этот принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки была впоследствии переложена для различных инструментов. Транскрипцию для виолончели, выполненную французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, одобрил сам композитор. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход