Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Андрея Ионута Ионицы (виолончель)


Марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Соната для виолончели и фортепиано №2 фа мажор, соч. 99

Роберт Шуман
Фантастические пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 73

Сергей Рахманинов
Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 2

Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч. 40


Исполняет Андрей Ионут Ионица (виолончель)
Партия фортепиано – Наоко Сонода

О концерте

Вторую сонату для виолончели и фортепиано Иоганнес Брамс написал по просьбе виолончелиста Роберта Хаусмана. Композитор работал над новым сочинением летом 1886 года в швейцарском городке Тун. Осенью он «собирал урожай» – исполнял в Вене написанное за лето. 24 ноября соната была исполнена (еще по рукописи) в Малом зале Венского музыкального союза. Партию виолончели играл Хаусман, партию фортепиано – автор.
Первая часть сонаты поражает мудрой экономией, секретом которой Брамс овладел в поздние годы. В ее основе лежит мотив из двух звуков, из которого, как из зерна, вырастают обе темы – и главная, и побочная. Вторая часть – возможно, то самое загадочное Adagio affettuoso, которое Брамс более двадцати лет назад исключил из Первой виолончельной сонаты и теперь вернул из небытия. В начале финального Allegro molto Брамс неожиданно переключает внимание на пианиста, поручая фортепиано почти оркестровую фактуру. Начальная тема финала родственна главной теме последней части Первой симфонии Брамса – только музыка здесь скромнее по масштабу и не лишена юмористических штрихов.

Роберт Шуман четырежды использовал название «Фантастические пьесы». Сначала появился знаменитый фортепианный цикл, затем последовали пьесы для фортепиано в четыре руки, трио для фортепиано, скрипки и виолончели и, наконец, три «Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано, в которых по желанию исполнителей партию кларнета может исполнять скрипка или виолончель. У Шумана определение «фантастические» – производное не от «фантастики», а от столь почитаемой романтиками фантазии, которая творит новое, причудливо комбинируя элементы. Правда, в 1849 году, когда появились эти пьесы, Шуман уже дрейфовал от бурного романтизма к уютному бидермейеру в духе «Песен без слов» Мендельсона. Предложение заменять кларнет скрипкой или виолончелью говорит о том, что пьесы предназначались главным образом для музыкантов-любителей.
«Фантастические пьесы» не имеют программных заголовков, Шуман лишь обозначил в каждой темп и характер: «нежно и выразительно», «оживленно, легко» и «стремительно, с огнем».

В 1891 году Сергей Рахманинов окончил Московскую консерваторию как пианист, а в следующем году – как композитор, получив Большую золотую медаль и три плюса к «пятерке» лично от Чайковского. 30 января 1892-го он дал в Москве первый авторский концерт, с которого началось сотрудничество с Анатолием Брандуковым – будущим первым исполнителем виолончельной сонаты и участником премьеры «Элегического трио» № 1. Брандуков был на 14 лет старше Рахманинова и уже сделал себе имя в Париже. Он принял участие в концерте молодого композитора, сыграв в ансамбле с автором «Две пьесы соч. 2» – Прелюдию и «Восточный танец».
Пьесы были завершены 20 июля 1891 года в Ивановке в Тамбовской губернии. Прелюдия первоначально предназначалась для фортепиано. Ее происхождение угадывается в фактуре сопровождения, но кантиленная мелодия словно родилась для виолончели. Причудливый «Восточный танец», в котором больше «венгерского», чем «восточного», стал одной из самых известных пьес, созданных Рахманиновым-студентом.

Единственная соната Шостаковича для виолончели и фортепиано была начата им 14  августа и закончена 19 сентября 1934 года. Этот год ознаменовался для композитора премьерой оперы «Леди Макбет Мценского уезда» сразу в трех городах – Ленинграде, Москве и Братиславе. Тем временем в творчестве Шостаковича наметился резкий поворот: он отошел от музыкальных театров, заявив на страницах «Красной газеты»: «Большой прорыв у меня в области камерной и концертно-эстрадной музыки…»
От композиторов настоятельно требовали простоты и доступности, и Шостакович искал простоты без «упрощенчества» и ясности без обязательного «благозвучия». Виолончельная соната считается самым романтическим его сочинением, вероятно, благодаря прекрасной побочной теме первой части и скерцо в манере Антона Брукнера. Однако романтические порывы не приносят с собой вихрей нот, господствуют скупость и осмотрительность. Тревожные пиццикато в конце первой части намекают, что герой сонаты всегда настороже и далек от того, чтобы кинуться в море эмоций.
Соната посвящена Виктору Львовичу Кубацкому, который отредактировал партию виолончели и 25 декабря 1934 года впервые исполнил сонату в ансамбле с автором в Малом зале Ленинградской филармонии.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход