Санкт-Петербург, Концертный зал

Концерт молодежного оркестра Мариинского театра


Дирижер – Игорь Группман

В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 4 соль мажор, BWV 1049

Дмитрий Шостакович
Камерная симфония, соч. 110a (струнный квартет № 8 до минор в обработке Рудольфа Баршая)

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 4 си-бемоль мажор, соч. 60


Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра создан в 1999 году по инициативе Валерия Гергиева в целях воспитания нового поколения артистов театра и совершенствования их исполнительского мастерства. С того время по сей день оркестр постоянно пополняется молодыми музыкантами.
С тех пор коллективом руководили такие мастера, как Джанандреа Нозеда, Альгирдас Паулавичюс и сам Валерий Гергиев, обеспечивая преемственность традиций и включая молодых исполнителей в слаженную систему театрального дела. Оркестром также дирижировали Владимир Фельцман, Франсуа Ксавье-Рот, Казухико Коматсу, Дэниэл Смит, молодые дирижеры – ученики Ильи Мусина из России, США, Греции и Китая. Первое самостоятельное выступление оркестра состоялось в 1999 году в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», когда при участии оркестра была исполнена опера «Свадьба Фигаро». В том же году прошел первый гастрольный тур Молодежного оркестра по городам Италии. В дальнейшем коллектив выступал в Финляндии, Германии и Японии.
В сезоне 2013–2014, в связи с открытием Мариинского-2 и необходимостью обеспечивать концертную деятельность трех площадок у оркестра появилась возможность чаще представлять публике свои собственные программы.
В декабре 2013 года оркестр был занят в серии спектаклей «Щелкунчик», а в марте и апреле дал несколько симфонических концертов в Концертном зале Мариинского театра.

 

24 марта 1721 года Иоганн Себастьян Бах отправил маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому партитуры шести концертов «для различных инструментов». Маркграф, с которым Бах познакомился в 1719 году в Берлине, был меломаном и горячим поклонником Антонио Вивальди. Он собрал партитуры более двухсот концертов разных авторов. Бранденбургские концерты Баха написаны по модели Вивальди (почти все в трех частях и с участием духовых инструментов), но они в высшей степени оригинальны. Среди них нет двух похожих, каждый неповторим, а вместе они составляют настоящую энциклопедию барочной музыки.
Уникальность концерта № 4 для скрипки, двух флейт, струнных и basso continuo в том, что в нем единственный раз применен очень редкий вид флейт – не поперечные, не продольные, а эхо-флейты. Они настолько редки, что даже аутентисты в наше время не так часто берут их на вооружение. Вторая часть концерта основана на эффекте эха, а финал великий полифонист всех времен и народов написал в форме фуги.

Восьмой квартет Шостаковича пользуется популярностью, редкой для произведения столь академичного жанра. Причина – программа, которую Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману, рассказывая другу о пребывании в июле 1960 года на курорте в Саксонской Швейцарии, под Дрезденом: «Смотрел материалы кинофильма
"Пять дней, пять ночей", создаваемого Лео Арнштамом. Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там Восьмой квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Шостакович написал эту музыкальную автоэпитафию буквально через несколько дней после того, как все-таки не смог избежать вступления в КПСС (хотя много раз зарекался это делать). Квартет открывается темой-монограммой (D-Es-C-H), которая проходит через все пять частей, делаясь местами даже назойливой. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его Первой, Восьмой, Десятой симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио и виолончельного концерта. «Намеками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Официально квартет посвящен памяти жертв фашизма и войны. Квартет существует в версиях для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая закрепилось название Камерная симфония.
Анна Булычёва

Покой и свобода – вот величайшие блага!
Людвиг ван Бетховен

О Четвертой симфонии си-бемоль мажор (1806), созданной в счастливую для Бетховена пору, Ромен Роллан писал, что она вылилась «единым духом, без предварительных набросков». Кто знает, так ли это, может быть, следы работы Бетховена над симфонией просто не сохранились, но она – бесспорно одно из самых радостных и светлых созданий композитора.
Но Бетховен не был бы Бетховеном, если бы тень его глубоких раздумий не легла и на счастливейшие страницы. Медленное вступление к симфонии погружает нас в таинственную атмосферу ожидания; еще не зная, что родится из затаенной тишины, мы полны светлых предчувствий. И они не обманывают нас: несколько ярких, брызжущих солнцем ударов оркестра – и в музыке воцаряется радостное оживление. Вдохновенное Adagio – гимн красоте и гармонии природы, идиллия, которую можно сравнить разве что с близкими страницами Шестой «Пасторальной» симфонии. «Мускулистый» менуэт еще дальше от своих гайдновско-моцартовских предков, чем менуэт Первой симфонии. Это, конечно же, бетховенское скерцо в одеждах ушедшего века. А стремительный искрометный финал полон кипучей энергии и уверенной силы.
Первое исполнение Четвертой симфонии состоялось марте 1807 года в Вене. Оно прошло под управлением Бетховена в доме его друга князя Лобковица. Премьера была благожелательно встречена публикой. Многое в Четвертой – и прежде всего медленное вступление и романтическое Adagio – послужило образцом для следующего поколения композиторов. Мендельсон почитал симфонию как Библию музыкального романтизма и включил ее в программу своего первого дирижерского выступления в лейпцигском Гевандхаусе.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход