Санкт-Петербург, Концертный зал

Струнный квартет «Атриум» исполняет Мендельсона


Квартет «Атриум» в составе:
Алексей Науменко (скрипка)
Антон Ильюнин (скрипка)
Дмитрий Питулько (альт)
Анна Горелова (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Феликс Мендельсон
Струнный квартет № 5 ми-бемоль мажор, соч. 44 № 3
Струнный квартет № 3 ре мажор, соч. 44 № 1
Струнный квартет № 6 фа минор, соч. 80


Струнные квартеты Феликса Мендельсона в какой-то мере автобиографичны, связаны с близкими ему людьми. Три квартета соч. 44 возникли в очень счастливое для композитора время, вскоре после его женитьбы на Сесиль Жанрено. Квартет соч. 44 № 3, датированный 6 февраля 1838 года, – одно из «образцовых» произведений Мендельсона. Здесь он полностью соответствует своей репутации самого «классичного» из романтиков. Энергичная главная тема первой части напоминает о Бетховене, ее развитие логично и интенсивно, в форме нет ничего лишнего, все элементы находятся в идеальном балансе. Во второй части Мендельсон подтверждает свою репутацию мастера легких, оригинальных скерцо. Возвышенное Adagio и огненный финал завершают квартет.

Квартет соч. 44 № 1, хоть и открывает опус, но на самом деле написан последним и завершен 24 июля 1838 года. Их трех квартетов он самый «классический», даже его тональность ре мажор в эпоху классицизма стояла первой по частоте употребления. Конечно, речь не идет о банальном подражании: музыка квартета полна характерных мендельсоновских интонаций, легко узнаваемых на слух. Квартет ре мажор – одно из самых позитивных сочинений Мендельсона, радостный, живой характер которого почти ничем не омрачен.
Единственный раз Мендельсон здесь вводит во второй части менуэт, вспоминая о традициях Гайдна и Моцарта, основательно пошатнувшихся под натиском Бетховена. Однако это такой мягкий и певучий менуэт, что рука Мендельсона чувствуется в каждом такте. Песенная третья часть квартета начинается обманчиво просто, но вырастает в масштабную композицию. Финал квартета – блестящая сальтарелла.

Квартет соч. 13, в котором Мендельсон некогда впервые покорил этот жанр, объединен общей темой («мотивом вопроса») с песней «Вопрос» из соч. 9. Три из двенадцати песен этого сборника были сочинены сестрой композитора Фанни. С ее именем связан и последний законченный Мендельсоном струнный Квартет соч. 80, фа минор, появившийся в сентябре 1847 года, незадолго до смерти композитора (параллельно он работал над новым квартетом в ля миноре, но не успел его завершить). Трагизм этого произведения связан с внезапной смертью любимой сестры. Формально это такой же квартет, построенный по классическим канонам, как и квартеты соч. 44. Структура не изменилась, минор регулярно сменяется мажором, композиция так же отточена, как и прежде. Однако в музыку квартета проникло прежде чуждое Мендельсону ощущение дисгармонии, переходы от одной темы к другой стали резкими и внезапными, и уже в первой части появилась совершенно нехарактерная для его стиля фактура: звучание всех четырех инструментов в октаву, у классиков часто символизировавшее неумолимый рок. Жесткие, пустые октавы возвращаются во второй части, которую Мендельсон на сей раз не назвал скерцо (то есть «шуткой»), оставив вовсе без названия. Adagio в траурном ля-бемоль мажоре словно находится за пределами этого мира. Финал же изобилует небывало резкими для Мендельсона звучностями и не дает никакой надежды на утешение.
Анна Булычёва


«Атриум» – один из ведущих струнных квартетов мировой музыкальной сцены. Харизматичность музыкантов, великолепный ансамбль и яркие интерпретации шедевров мировой классики были оценены по достоинству критиками и ценителями квартетного искусства во всем мире.
«Атриум» стал первым квартетом России, который добился победы сразу на двух крупнейших международных конкурсах. В 2003 году коллектив получил I премию и Приз слушательских симпатий на IX Международном конкурсе квартетов в  Лондоне. В июле 2007 года жюри V Международного конкурса струнных квартетов во французском Бордо единодушно присудило «Атриуму» Гран-при и Приз банка Societe Generale.
«Атриум» был основан в 2000 году студентами Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, обучавшимися в классе профессора Иосифа Левинзона, виолончелиста прославленного Квартета им. С.И. Танеева. В последующие годы «Атриум» принимал участие в мастер-классах музыкантов Квартета им. А. Берга, Вермеер-квартета и Данель-квартета. Коллектив был главным приглашенным квартетом Нидерландской академии струнных квартетов, где его участники стажировались под руководством Стефана Метца. Музыканты квартета окончили аспирантуру Высшей школы музыки им. Ханса Эйслера в Берлине у профессора Эберхарда Фельтца.
Важными этапами в становлении квартета стали также и победы на международных конкурсах в Москве, Кремоне и Веймаре в 2001-м и 2002 годах. Победы на конкурсах открыли квартету дорогу в лучшие концертные залы, среди которых амстердамский Концертгебау, лондонские Вигмор-холл и Королевский Фестиваль-холл, Зал библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Дворец музыки в Барселоне, брюссельский Bozar, Филармония на Эльбе в Гамбурге и многие другие.
Квартет «Атриум» выступает на многих музыкальных фестивалях, среди которых Бетховенский фестиваль в Бонне, фестивали Durance Luberon во Франции, Orlando и «Фестиваль каналов» в Нидерландах, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивали в Шветцингене, Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге – Передней Померании, Бад-Киссингене, Экс-ан-Провансе, Кольмаре, Орландо, Кухмо, Давосе и Люцерне.
География выступлений квартета обширна. Музыканты выступали с концертами в Австрии, Австралии, Албании, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Исландии, Канаде, Нидерландах, Польше, России, США, Украине, Финляндии, Франции, Швейцарии и Японии.
Среди ангажементов квартета на сезон 2013–2014 годов – гастроли и мастер-классы в США, Японии, Великобритании, Франции, концерты в Мюнхене, Берлине, Амстердаме и Токио.
Дискография ансамбля включает записи квартетов Моцарта, Шостаковича и Чайковского, Бетховена, выпущенные на лейблах EMI Classics, Zig-Zag Territoires и RCM. Эти записи были названы «Дисками месяца» по версии авторитетных музыкальных журналов Gramophone и Luister.
Музыканты также записали четыре квартета современного испанского композитора Хорди Сервелло. Последнее сочинение композитора для струнного квартета Sant Petersbourg (2011) мастер посвятил музыкантам «Атриума». В планах коллектива – запись нескольких новых альбомов с произведениями Аренского, Чайковского, Бородина, Григория Фрида и завершение записи цикла квартетов Шостаковича.
В 2013 году «Атриум» впервые в истории камерной музыки представил публике уникальную возможность услышать все пятнадцать квартетов Шостаковича в течение одного дня. Эти концерты уже смогли оценить слушатели в России, Исландии, Франции и Японии. В следующем сезоне квартет продолжит исполнение цикла в Германии, Нидерландах и США. В сезоне 2014–2015 годов коллектив планирует отметить 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского программой, также представленной в формате марафона, где будут исполнены все камерные произведения великого русского композитора. Первый мини-фестиваль музыки Чайковского состоится в Берлине в 2015 году. Наряду с русской музыкой репертуар ансамбля включает в себя циклы квартетов Мендельсона и Бетховена.
В настоящее время участники квартета живут и работают в Берлине. Музыканты играют на инструментах итальянских мастеров: скрипках работы Паоло Кастелло (1770 и 1773), альте Лоренцо Каркасси (1775) и виолончели Джованни Батисты Черути (1798).

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход