Санкт-Петербург, Концертный зал

Концерт Симфонического оркестра Консерватории Бард-колледжа (США)


Солист – Беньямин Хохман (фортепиано)
Дирижер – Леон Ботштейн


В ПРОГРАММЕ:
Богуслав Мартину
«Памятник Лидице» для симфонического оркестра, H. 296

Бела Барток
Концерт для фортепиано № 3 ми мажор, BB 127

Аарон Копленд
Симфония № 3


Бард-колледж основан в 1860 году и предлагает четырехлетнюю программу обучения в области свободных искусств и наук. Кампус колледжа, исторически образовавшийся в результате слияния двух прибрежных поместий, расположен в долине реки Гудзон. Колледж готовит бакалавров искусств и гуманитарных наук со специализацией по сорока академическим программам в четырех направлениях: искусство; языки и литература; естествознание, математика и информатика; социальные науки. Предлагается также пятилетняя подготовка в области экономики и финансов с выдачей диплома бакалавра искусств и наук.
Консерватория Бард-колледжа основана в 2005 году. Она предлагает пятилетнюю учебную программу с возможностью получения двух дипломов – бакалавра музыки и бакалавра искусств в другой области. Преподают в консерватории педагоги мирового уровня: сопрано Дон Апшоу, пианист Питер Серкин, скрипачи Вейганг Ли и Ида Кавафьян. Набор студентов происходит в разных странах мира, включая Китай, Канаду, Малайзию, Южную Корею, Австралию, Украину, Венгрию, Чешскую республику, Польшу, Словакию, Германию, Коста-Рику, Венесуэлу, Мексику и США.
Симфонический оркестр Консерватории Бард-колледжа, состоящий из 90 одаренных студентов, за последние четыре года дважды выступал на сцене Линкольн-центра в Нью-Йорке, играл в Сандерс-театре при Гарвардском университете, а также в Тайбее, Гонконге, Шанхае, Пекине, Тяньцзине, Гуанчжоу и Ухани в ходе трехнедельных гастролей по Азии.
Побывав на выступлении оркестра Консерватории Бард-колледжа в Сандерс-театре в мае 2011 года, критик Дэвид Гризингер написал: «С первых нот стало очевидно, что молодые исполнители понимают, как будет развиваться музыка… Такого проникновенного исполнения этого удивительного произведения [Пятая симфония Шостаковича] я еще никогда не слышал. Конечно, отдельная заслуга в этом принадлежит Ботштейну, но оркестр тоже играл изумительно…» Дополнительную информацию о Консерватории Бард-колледжа и ее образовательных программах можно получить на сайте www.bard.edu/conservatory.

 

В программу концерта вошли произведения трех авторов, написанные в США в годы Второй мировой войны. Двое композиторов приехали в Штаты из Европы, один из них был родом из Богемии (Богуслав Мартину), другой из Венгрии (Бела Барток), третий родился и жил в Нью-Йорке (Аарон Копленд). Они мало общались друг с другом, но их объединяло сотрудничество с Сергеем Кусевицким, руководителем Бостонского симфонического оркестра. Каждый из них в те годы пришел к новому, более классичному стилю, сохраняя при этом свою индивидуальную манеру.

«Памятник жертвам Лидице» написан в 1943 году. В мае 1942 года в Праге был убит Рейнхард Гейдрих, правая рука Гитлера в оккупированной Чехословакии. В отместку Гитлер казнил более тысячи человек в Праге и Брно и сравнял с землей деревню Лидице под Прагой. Жителей деревни – мужчин, женщин, детей – расстреляли либо угнали в концентрационные лагеря. Все дома в деревне были разрушены. Историк Дерек Сейер цитирует рапорт нацистов: «Для полного уничтожения следов поселения потребовалось около сотни рабочих и около 20000 человеко-часов в период с 11 июня по 3 июля».
Богуслав Мартину (1890–1959) узнал об этом в США, куда он эмигрировал из Франции с началом Второй мировой войны. Получив заказ от Лиги композиторов на сочинение о войне, он решил увековечить память о трагедии, произошедшей совсем недалеко от места, где он родился.
В начале 8-минутной оркестровой элегии звучит мотив хорала «Св. Вацлав», музыкального символа Чехии. Один из фрагментов заимствован из «Полевой мессы» самого Мартину, посвященной чехословацким добровольцам, сражавшимся с фашистами. Ближе к концу Мартину цитирует начальный мотив Пятой симфонии Бетховена, который во время войны звучал в передачах Би-би-си.

Премьеры двух своих первых фортепианных концертов Бела Барток (1881–1945) сыграл сам. Третий фортепианный концерт ми мажор (1945) он создавал, когда уже был смертельно болен. Он писал концерт для своей второй жены, пианистки Диты Пастори, и надеялся, что это даст ей какие-то средства к существованию после его смерти.
В концерте не найти следов этих мрачных мыслей. Его отличают лиризм и изящество, моцартовская ясность структуры и редкая у Бартока легкость тона. Концерт открывается спокойной темой фортепиано на фоне струнных. Барток следует традиционной сонатной форме со скерцозной побочной темой, мощной (хотя сравнительно краткой) разработкой и стандартной репризой.
Во второй части, Adagio religioso, Барток будто присоединяет свой голос к «Благодарственной молитве выздоравливающего» из медленной части Пятнадцатого квартета Бетховена. Тихая хоральная мелодия фортепиано окружена торжественными эпизодами струнных. Вдруг темп ускоряется, появляются странные шумы. Интермеццо заканчивается внезапно, как и началось. Хорал возвращается у деревянных духовых, с ним переплетается новый материал у фортепиано, который теперь звучит почти как двухголосная инвенция Баха. Жизнерадостная тема финала почерпнута из венгерского фольклора. Эта часть написана в форме рондо, а ее фугированные эпизоды снова отсылают нас к Баху.
К тому моменту, когда Барток умер, последние 17 тактов в финале Концерта (около 10 секунд музыки) не были оркестрованы; их оркестровал друг и соотечественник Бартока Тибор Серли. После смерти мужа Дита Пастори была не в состоянии играть премьеру концерта; этой чести удостоился ученик Бартока Дьёрдь Шандор. Дита вернулась в Венгрию в 1946 году; сыграть концерт она смогла лишь годы спустя.

Немногие композиторы ХХ века остались верны традиционной четырехчастной симфонии. Одни считали, что жанр изжил себя, другие обращались к нему изредка, и лишь немногие были уверены в его жизнеспособности. Две страны создали особенно плодотворную почву для развития жанра: СССР, где работали Николай Мясковский, Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев, и США, где Рой Харрис, Уолтер Пистон и Уильям Шуман стали ведущими фигурами молодой и энергичной симфонической школы. В 1940-е годы американские композиторы стремились овладеть сложной формой; некоторые крупные оркестры и дирижеры, прежде всего Бостонский симфонический оркестр под управлением Сергея Кусевицкого, поддерживали их в этом стремлении.
Крупнейший американский композитор ХХ века Аарон Копленд (1900–1990) не мог остаться равнодушным к этому явлению. В своих балетах («Парнишка Билли», «Родео» и «Весна в Аппалачах») и оркестровых пьесах («Салон Мехико») Копленд разработал индивидуальный стиль, который он мог теперь перенести в симфонию.
Два первых сочинения композитора в этом жанре – «Органная симфония» (1924) и «Короткая симфония» (1933) – демонстрировали поразительную зрелость и новизну, но едва ли могли войти в пантеон американских симфоний, хотя бы из-за своей авангардности.
Третьей симфонии (1944–1946) было суждено стать Великой американской симфонией. Подход Копленда к форме оригинален. В большинстве классических симфоний важную роль играют тематические связки. Копланд почти полностью уходит от такого музыкального «цемента» и извлекает практически каждый такт своей 40-минутной симфонии из небольшого числа мотивов.
Симфония начинается с кварто-квинтового мотива у скрипок, кларнетов и флейты соло. Форма, не имеющая ничего общего с традиционной сонатной, создается повторениями и изменениями оркестровки и ритма. Вторая часть скерцозна по характеру, но не является типичным скерцо, потому что открывается вступительной фанфарой, из которой постепенно вырастает настоящая тема скерцо. Песенная тема трио выдает свое фольклорное происхождение. Тема третьей части, Andantino quasi allegretto, проходит ряд трансформаций, ускоряясь и обретая энергию.
Финал, самая масштабная часть симфонии, целиком включает в себя одно из самых известных произведений Копленда – «Фанфару обыкновенному человеку». Услышав ее, мы осознаем, что эти кварты и квинты и есть материал, на котором основана вся симфония. Форма части отдаленно напоминает рондо, тема фанфары постоянно возвращается, но в разной оркестровке. Между ее проведениями звучат танцевальные темы с джазовыми синкопами, а порой – эпизоды драматического характера. Симфония заканчивается мощным утверждением фразы, с которой она началась.
Одним из первых исполнителей Третьей симфонии был Леонард Бернстайн. Он счел, что конец финала нужно сократить на 10 тактов. Копленд не был доволен купюрой, но смирился с нею, и с тех пор симфония исполнялась именно в таком варианте. В исполнении оркестра Бард-колледжа 10 тактов финала восстановлены, и симфония звучит так, как она была написана Коплендом.
Питер Лаки (Бард-колледж)
Перевод Всеволода Митителло и Ольги Манулкиной


BCCOM


BCB


Smolny

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход