Санкт-Петербург, Концертный зал

Брамс

Интервью с Рудольфом Бухбиндером

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Рудольф Бухбиндер (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор, соч. 83
Симфония № 4 ми минор, соч. 98


Второй концерт для фортепиано с оркестром (1878–1881) принадлежит к числу наиболее значительных произведений Иоганнеса Брамса. Уникальность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей. Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена». Фортепианные концерты также продолжают бетховенские традиции. Второй концерт – сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Композитор посвятил его своему педагогу Эдуарду Марксену. Официальная премьера Второго концерта состоялась 9 ноября 1881 в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Мейнингене, где друг Брамса выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов предоставлял ему возможность «проверять» новые сочинения в оркестровом звучании.
Второй концерт мгновенно обрел популярность, сам композитор только за первые три месяца исполнил его в разных странах 22 раза.

Четвертая симфония (1884–1885) Иоганнеса Брамса впервые открывается «фрагментированной» темой, составленной из отдельных мотивов. Впоследствии она легла в основу песни «О смерть, как ты горька». Сигналы труб звучат как напоминание о Страшном суде, а играющие в октаву духовые отсылают к тем мимолетным эпизодам из Моцарта, в которых – «виденье гробовое, незапный мрак…».
В пленительной второй части Брамс предстает наследником еще одного венского композитора – Шуберта. Скерцо замечательно неудержимым весельем, Брамс даже вводит в состав своего оркестра флейту пикколо – первый и единственный раз.
Финал, снабженный ремаркой «энергично и страстно» вопреки традициям написан в форме вариаций. Восемь мерных аккордов темы сменяют друг друга неотвратимо, подобно поступи судьбы. Впервые в этой симфонии вступают тромбоны, сообщая музыке траурный характер. Образцами для Брамса служила кумиров юности – музыка Бетховена (особенно «32 вариации») и Баха (соло флейты в середине финала как будто целиком написано Бахом).
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход