Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт. Шуман


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Джон Аксельрод


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 40 соль минор, К. 550

Роберт Шуман
Симфония № 4 ре минор, соч. 120


Свои три последние симфонии Вольфганг Амадей Моцарт создает летом 1788 года. Примечателен тот факт, что он пишет их без чьего-либо заказа, и даже неизвестно, удалось ли Моцарту услышать исполнение произведений, ставших сегодня хитами. Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало одной из узнаваемых визитных карточек Моцарта. Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно смыкается с эстетикой театра. Темы симфонии – словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают, а каждая из четырех частей подобна акту оперной постановки. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Четвертая симфония появилась в 1841 году, когда Роберт Шуман открыл для себя симфонический жанр и одно за другим, не прерываясь, написал три произведения. Это Первая симфония, Увертюра, Скерцо, Финал и Симфоническая фантазия, позднее превратившаяся в Четвертую симфонию. Четыре ее части идут без перерыва и связаны общей темой. Симфония впервые прозвучала в Лейпциге 12 июня 1841 года. Десять лет спустя Шуман заново написал переход от медленного вступления к первой части и переделал оркестровку финала.
Четвертая симфония оказалась лаконичной, по своим пропорциям близкой симфониям Мендельсона, но Шуман вложил в нее много идей и вдохновения. Недаром в свое время она способствовала появлению первых опытов сразу двух симфонистов. Брамс очень ее ценил и, работая над вступлением к своей Первой симфонии, отталкивался от шумановского вступления. Бородин позаимствовал главную тему шумановского финала для финала своей Первой симфонии. Если бы Шуман был жив, он бы наверняка гордился тем, как потомки распорядились его музыкальным наследством.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход