Санкт-Петербург, Концертный зал

Верди


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистки: Виктория Ястребова, Любовь Соколова
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Маттиа Ронделли


В ПРОГРАММЕ:
Джузеппе Верди
Струнный квартет ми минор (переложение для струнного оркестра)
Дуэты из опер
«Четыре духовные пьесы»


Струнный квартет ми минор – единственное камерное произведение Джузеппе Верди. Композитор сочинил его в 1873 году в Неаполе между постановками «Дона Карлоса» и «Аиды». Из-за болезни примадонны у Верди неожиданно оказалось немного свободного времени – все еще крайне редкое явление в его жизни!
Три года композитор не соглашался печатать ноты, пока издатель Джулио Рикорди не настоял на этом. Серьезное образование, основанное на классике, позволяло итальянским композиторам овладеть квартетным письмом (юный Доницетти оставил не менее шестнадцати квартетов), но инструментальная музыка оставалась на периферии их интересов. Верди же всерьез вторгся на территорию, на которой все еще царили немцы. В его квартете безукоризненно строгая форма и нарочитое обилие «ученых» полифонических приемов сочетаются с живостью и оригинальностью материала. Главная тема первой части напоминает тему ревности Амнерис. Вопреки квартетным традициям вторая часть – прелестная мазурка, третья – стремительное скерцо в духе Бетховена и Вебера.
Артуро Тосканини, увлекавшийся переложением квартетов для струнного оркестра, не обошел вниманием сочинение Верди.

«Четыре духовные пьесы» (1898) стали музыкальным завещанием Джузеппе Верди. Композитор работал над ними на протяжении десяти лет. Каждая из пьес предназначена для иного исполнительского состава и написана в ином стиле, показывая разные пути духовной музыки. Когда Италия теряла свое «музыкальное лицо», Верди обратил взор к национальным традициям.
Ave Maria для хора без сопровождения имеет подзаголовок «загадочная гамма, гармонизованная на четыре голоса». Саму гамму в 1889 году поместил в «Миланской музыкальной газете» Адольфо Крешентини. У Верди в четырех строфах ее поочередно ведут бас, альт, тенор и сопрано, в целом же пьеса напоминает хроматические мадригалы эпохи Возрождения.
Stabat mater для солистов, хора и оркестра – очень «человеческая», наиболее драматичная и современная по стилю пьеса. Laudi alla Vergine для детских голосов (voci bianche) на неканонический текст (первые семь терцин заключительной песни «Рая» Данте), напротив, воплощает ангельское пение. На практике эта пьеса чаще исполняется женским хором.
Te Deum для двойного хора и оркестра тройного состава также обращен к традиции: пьеса открывается одноголосным григорианским распевом. Но как только вступают весь хор и оркестр, становится невозможно узнать мощный вердиевский стиль.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход