Санкт-Петербург, Концертный зал

Респиги. Моцарт. Мендельсон


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лоренц Настурица-Гершовичи (скрипка)
Юрий Афонькин (альт)
Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижер – Лоренц Настурица-Гершовичи


В ПРОГРАММЕ:
Отторино Респиги
Старинные танцы и арии для лютни (сюита № 3)

Вольфганг Амадей Моцарт
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, KV 364

Феликс Мендельсон
Симфония для струнного оркестра № 9 до мажор

 

В наследии Отторино Респиги немало произведений, воскрешающих итальянскую музыку прошедших эпох. Среди них – три сюиты «Старинных танцев и арий для лютни» (1917, 1923, 1931). Они составлены из лютневых пьес XVI–XVII веков в свободной обработке для струнного оркестра. Третья сюита также существует в версии для струнного квартета. Она открывается пьесой Italiana («Итальянская») анонимного автора конца XVI века – ровной, размеренной, бесстрастной и довольно безжизненной – примерно так во времена Респиги представляли себе идеал «старинного стиля». Придворная (или куртуазная) «Ария бургундца» Жан-Батиста Безара – целая сюита из маленьких разнохарактерных пьес. Анонимная Сицилиана меланхолична, как почти все сицилианы ХХ века, а финальная Пассакалья графа Лодовико Ронкалли (который, правда, сочинил ее вовсе не для лютни, а для гитары) ожидаемо торжественна. Судя по четырехзвучным аккордам, порученным сперва скрипкам, а затем и всем остальным струнным, Респиги в своей вольной обработке явно подражал знаменитой Чаконе для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха.

Как ни тяготила Вольфганга Амадея Моцарта служба в Зальцбурге, его пребывание в родном городе всякий раз оказывалось более чем плодотворным. В 1779 году в Зальцбурге была написана Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Образцом для нее стали аналогичные произведения для нескольких сольных инструментов, в изобилии создававшиеся композиторами из Мангейма (тамошний знаменитый оркестр называли «армией генералов», ибо в роли солиста мог выступить практически любой музыкант). Первые такты партитуры Моцарта совпадают с началом одной из симфоний мангеймца Яна Стамица. Альт был в то время «золушкой», однако Моцарт любил играть на этом инструменте и подарил альтистам виртуозное и вместе с тем глубокое произведение. Чтобы альт звучал ярче, Моцарт предписал для исполнения Концертной симфонии перестраивать струны. В оркестре же вопреки традиции вместо одной группы альтов присутствуют две. Между солирующими скрипкой и альтом царит абсолютное равенство. Поскольку солистов двое, импровизировать каденции, как это тогда было принято, невозможно. Концертная симфония – одно из немногих произведений Моцарта, в котором все каденции сочинены самим композитором.

Феликс Мендельсон – автор пяти симфоний для большого оркестра и тринадцати – для струнного. Последняя точка в партитуре Девятой симфонии для струнного оркестра была поставлена 12 марта 1823 года, когда композитору было всего 14 лет. За раннюю зрелость и удивительную легкость письма Мендельсона часто сравнивают с Моцартом. Первая часть Девятой, за исключением патетического вступления, выдержана как раз в стиле Моцарта, а вся симфония насыщена полифоническими приемами, словно Мендельсон стремился превзойти моцартовский «Юпитер».
Во второй части симфонии юный композитор использует скромные средства и создает с их помощью мастерское полотно – как известно, ограничения часто стимулируют вдохновение.
Небольшой оркестр он умудряется разделить надвое: начальный мажорный раздел и репризу исполняют скрипки, средний раздел (минорное фугато) – альты, виолончели и контрабасы. Настолько сильные контрасты в музыке для одних струнных практически не встречаются.
Третья часть – охотничье скерцо (первое в творчестве Мендельсона, будущего автора знаменитого скерцо из музыки к «Сну в летнюю ночь»). В пасторальном трио звучит тема швейцарской песни, которую Мендельсон слышал, путешествуя с родителями по Швейцарии: из-за этого Девятую симфонию иногда называют «Швейцарской».
Почти весь финал до-мажорной симфонии, вплоть до быстрой и шумной коды, протекает в до миноре (вероятно, по образцу «Императорского» квартета Гайдна). Эта часть уникальна своей полифоничностью. Обычно композитор, желающий внедрить в сонатную форму фугато, помещает его в разработку, Мендельсон же снабдил последнюю часть симфонии тремя (!) фугато – в экспозиции, разработке и репризе. Что вовсе не означает, будто его Девятая – сухое, академичное упражнение в композиции.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход