Санкт-Петербург, Мариинский-2

Знаменитые хоры и сцены из опер Мусоргского


К 175-летию Модеста Мусоргского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лариса Дядькова
Евгений Акимов
Сергей Алексашкин
Александр Герасимов
Александр Гергалов
Андрей Зорин
Андрей Илюшников
Григорий Карасев
Михаил Кит
Николай Путилин

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Андрей Петренко
Концертмейстеры: Марина Мишук, Ирина Соболева

В ПРОГРАММЕ:
Модест Мусоргский
«Иисус Навин» для солистов, хора и оркестра (на текст Ветхого Завета в обработке Модеста Мусоргского)
Хор из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип»
«Поражение Сеннахериба» для хора и оркестра (на текст Джорджа Байрона)
Сцены из опер «Борис Годунов» и «Хованщина»

М. П. Мусоргский тяготел к хоровой музыке с самых первых шагов на композиторском поприще. Уже ранние его сочинения отмечены пониманием специфики хоровой звучности, стремлением к новаторской трактовке хоровой массы. Мусоргский обращался к крупным формам с сопровождением фортепиано или оркестра (исключение составляют несколько обработок русских народных песен для хора a cappella). Только в этих условиях композитор мог реализовать свои масштабные замыслы. Во всех хоровых сочинениях Мусоргского звучит в сущности одна тема: царь (вождь, герой) и народ, раскрываемая по-разному, но всегда в драматическом или трагедийном ключе.
Сцена жертвоприношения в храме Эвменид – единственный сохранившийся фрагмент музыки к трагедии «Царь Эдип» (1858–1861). Как и во всех последующих сочинениях для хора, композитор сам написал литературный текст, при этом настолько изменил оригинальный сюжет Софокла («Эдип в Колоне»), что был вынужден убрать имя драматурга из названия сочинения. Хор из «Эдипа» был одним из немногих произведений Мусоргского, единодушно признанных «Могучей кучкой». Произведение существует в нескольких авторских вариантах (клавирных и оркестровых) и в оркестровой редакции Н. А. Римского-Корсакова, в которой обычно и исполняется. В версии Римского-Корсакова музыка Мусоргского еще больше сближается с западноевропейскими сочинениями ораториального плана (в частности с Реквиемом Моцарта). В авторской оркестровке хор впервые прозвучал 6 апреля 1861 года в Мариинском театре в концерте под управлением К. Н. Лядова.
Кантата для смешанного хора, двух солистов и фортепиано «Иисус Навин» создана Мусоргским в 1877 году на основе музыки «Боевой песни ливийцев» из неоконченной оперы «Саламбо» (1863–1866). Источником либретто послужила библейская Книга Иисуса Навина (в частности 10 глава с красочным эпизодом остановки Солнца) в свободной поэтической обработке Мусоргского. Композитор использовал также подлинные еврейские напевы, записанные им самим. «Иисус Навин» – почти театральная музыка, настолько ярко и зримо в ней предстают могучий Навин, ведомый его волей народ Израиля (крайние разделы хора), плачущие «жены Аммореи и Ханаана» (центральный раздел). Мусоргский добивается поразительных, даже сегодня свежо звучащих эффектов в партиях хора и фортепиано, а их сочетание заставляет забыть об отсутствии оркестра. В оркестровой редакции Римского-Корсакова в музыку хора внесены изменения (в том числе убран начальный возглас Иисуса «Стой, солнце!», последующий материал его партии передан хору).
«Поражение Сеннахериба» (в первой редакции «Поражение Сеннахерима») – одно из самых известных произведений Мусоргского при его жизни: хор неоднократно исполнялся, был положительно оценен музыкальными критиками. Композитор дважды, в 1867-м и 1874 годах, обращался к этому замыслу, создав две самостоятельные оркестровые версии. Во второй версии инструментовку, с согласия автора, частично выполнил Римский-Корсаков, который впоследствии сделал собственную полную оркестровую редакцию хора. В основе первой авторской редакции (именно ее в оркестровке Римского-Корсакова исполняют в настоящее время в концертах) – резкий контраст воинственного ассирийского марша и молитвенного хорала иудеев, по стилю напоминающего русское церковное пение. Драматургический акцент во второй редакции падает на красочный, полный мистических звучаний эпизод чуда: полета ангела смерти Азраила и гибели вражеского войска.
Хор – важнейший элемент опер Мусоргского. Композитор использует все формы хоровой музыки – от отдельных хоровых реплик и хорового речитатива до грандиозных хоровых сцен, таких как знаменитая сцена под Кромами. В посвящении второй редакции «Бориса Годунова» Мусоргский написал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную “единою идеею”». Каждый хор в «Борисе Годунове» – как запечатленный в музыке момент умственного и нравственного движения этой коллективной личности: плач по принуждению «На кого ты нас покидаешь» и славление в Прологе, мольба, переходящая в гневное требование, в хоре «Хлеба!» в финале первой редакции оперы (1868–1869) разгул народной стихии в хоре «Расходилась, разгулялась» в финале второй редакции (1871–1872).
Народ в опере – это всегда хор. В этом смысле «народную музыкальную драму» «Хованщина» (1872–1880) в соответствии с авторским обозначением жанра можно считать хоровой оперой настолько важное место в ее драматургии занимает народ и велико значение хора. «Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или иное с ним состряпалось – там же! » – писал композитор В. В. Стасову во время работы над оперой. Такого народа в «Хованщине» нет, как нет и «единой идеи»: в этом его трагедия. Народ в «Хованщине» – это жители Москвы, пришлый люд, стрельцы, раскольники. Нигде в опере они не объединяются в общий хор (даже в 2–3 хоровые группы) – это самое зримое свидетельство трагической разобщенности народа. В хоре пришлых «Ох ты, родная матушка Русь» (из I действия) устами неграмотных, не понимающих происходящих событий людей, говорит глубинная народная мудрость, в нем слышится предчувствие трагической судьбы Родины. Краткий хор «Батя, батя, выйди к нам!» в конце III действия звучит как плач по стрельцам, еще не побежденным, но уже сломленным. В «Хованщине» нет ни одной чисто жанровой хоровой сцены: даже величальный хор сенных девушек «Плывет, плывет лебедушка» по замыслу композитора непосредственно предшествует внезапному убийству Хованского, создавая максимальный драматургический контраст. В «Песне про сплетню», поначалу как будто несерьезной, жанровая оболочка быстро облетает, обнажая трагический подтекст – грядущую судьбу стрельцов. (И здесь используется прием вторжения: появляется Подьячий со страшными вестями о жестоком нападении рейтар и петровцев на Стрелецкую слободу.) Эти и другие хоровые сцены оперы («Слава лебедю» в честь Хованского, вой стрельчих и мольба стрельцов в грандиозной сцене несостоявшейся стрелецкой казни, хор раскольников «Победихом, посрамихом») – всегда ярчайшие акценты в драматургии «Хованщины», нередко – кульминации картин и целых актов. Закономерно, что и венчает оперу хор – раскольничий хор самосожжения, истовый, сурово-прекрасный, несущий в себе непобежденный дух…
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход