Санкт-Петербург, Концертный зал

Р. Штраус. Шуман


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Александр Бузлов (виолончель)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Николай Цнайдер


В ПРОГРАММЕ:
Рихард Штраус
Симфоническая поэма «Дон Жуан», соч. 20

Роберт Шуман
Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 129

Рихард Штраус
Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра», соч. 30

После премьеры симфонической поэмы «Дон Жуан» 25-летний веймарский капельмейстер Рихард Штраус проснулся известным композитором, достойным наследником Вагнера и Листа. Правда, покровительствовавшая ему Козима Вагнер (вдова одного гения и дочь другого) не одобрила легкомыслия темы и ее воплощения. Но это ничего не меняет: Штраус сумел продолжить традицию симфонических поэм Листа и мастерски совладать с огромным романтическим оркестром Вагнера. Кроме того в его музыке слышны легкие отзвуки картины в гроте Венеры из «Тангейзера».
Считается, что источником сюжета для Рихарда Штрауса стали стихи меланхолика и певца «мировой скорби» Николауса Ленау. В 1844 году Ленау начал писать своего «Дон Жуана», будучи безнадежно и безответно влюбленным в жену друга. В том же году он был помещен в лечебницу для душевнобольных, где и окончил свои дни, а от его последнего произведения сохранился лишь отрывок.
«Последний романтик» Рихард Штраус всегда относился к романтическим излишествам с некоторой долей иронии. Может быть, упоминание Ленау – лишь шутка. Ведь в озорной поэме молодого композитора жизненная энергия бьет через край. Его музыка блестяща, легка, и чувство меры еще не изменяет Штраусу, как это иногда случалось позднее.

В 1850 году Роберт Шуман стал музыкальным директором Дюссельдорфа. 24 октября он продирижировал первым абонементным концертом местного Музыкального союза и в тот же день закончил эскиз Концерта для виолончели с оркестром. Концерт был впервые исполнен десять лет спустя, уже после смерти Шумана. Сам композитор назвал его несколько иначе – «концертштюк», подчеркнув, что это произведение одночастное и виртуозное.
Действительно, три части концерта исполняются без перерыва, образуя огромный монолог виолончели, в котором лаконичные оркестровые tutti словно бы расставляют знаки препинания.
Концерт Шумана – квинтэссенция романтического образа инструмента. Партия виолончели требует идеального «пения» на инструменте, безупречно красивого звука и окрашена в элегические оттенки. Оркестрован концерт очень мягко. Лиризм музыки Шумана, особенно в первой части, иногда напоминает будущие страницы Чайковского, переход ко второй части – «Сцену письма» из оперы «Евгений Онегин».
Хотя сам Шуман высказывался против виртуозности как самоцели, виолончельный концерт ее отнюдь не лишен: есть и пассажи в первой части, и певучие двойные ноты во второй. Однако каденция в финале концерта многим солистам кажется слишком скромной, и они расширяют ее в несколько раз.

В грандиозной симфонической поэме «Так говорил Заратустра» (1896) Рихард Штраус довел этот жанр почти до предельных масштабов. В основу положена одноименная философская поэма в прозе Фридриха Ницше, повествующая о Сверхчеловеке. Композитор выбрал из нее отдельные эпизоды и расположил их в собственном порядке («Восход солнца» – «О людях невидимого мира» – Credo – «О великом томлении» – Magnificat – «О радостях и страстях» – «Погребальная песн» – «О науке» – «Выздоравливающий» – «Песня-пляска» – «Ночная песнь странника»). Подчинилась ли музыка литературе? Нет, ее мощное течение переливается через границы эпизодов. Яркие афористичные темы, которые запоминаются с первого раза, пронизывают всю поэму.
Запредельные романтические воспарения сочетались у Рихарда Штрауса со здоровой иронией. Живописуя пляску Сверхчеловека, он написал венский вальс, как делал это всякий раз, когда хотел притвориться своим однофамильцем Иоганном. В другом эпизоде пение струнных и органа явно пародирует приторную духовную музыку поздних романтиков.
Окончание поэмы не менее гениально, чем ее начало. Низкие и высокие инструменты играют в двух разных тональностях, символизируя природу и человека, причем «человеческий» аккорд мягко, без резкого диссонанса встраивается в обертоновый спектр «природного» тона.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход