Санкт-Петербург, Концертный зал

Камерный оркестр «Виртуозы Филадельфии»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Камерный оркестр «Виртуозы Филадельфии»
Солистка – Габриэла Имре (фортепиано)
Художественный руководитель и дирижер – Дэниел Спалдинг


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах – Леопольд Стоковский
Ария соль мажор для струнных
Прелюдия ми мажор

Витторио Джаннини
Concerto grosso для струнных

Астор Пьяццолла
Танго «Прощай, Нонино» для фортепиано и струнных

Леонард Бернстайн
Сюита на темы из мюзикла «Вестсайдская история» (переложение для фортепиано и струнных Дэниела Спалдинга)

Джордж Гершвин
Колыбельная

Антонин Дворжак
Струнный квартет № 12 фа мажор «Американский», соч. 96 (переложение для струнного оркестра Дэниела Спалдинга)

Аарон Копленд
Hoe-Down из музыки балета «Родео»

Камерный оркестр «Виртуозы Филадельфии» – яркий коллектив с длительной историей, получивший известность во всем мире. Газета Philadelphia Inquirer отмечает «инновационный подход» оркестра к составлению программ, а его выступления описываются в прессе как «захватывающие» (London Observer), «поразительные» (Palm Beach Daily News), «увлекательные» (San Francisco Examiner), «невероятные» (Bermuda Royal Gazette) и «величественные» (San Bernardino County Sun). Оркестр был основан в 1991 году Дэниелом Спалдингом, который до сих пор является его бессменным музыкальным руководителем и дирижером. Под руководством Спалдинга оркестр провел множество концертов в Филадельфии и неоднократно выступал на самых необычных концертных площадках. Репертуар оркестра охватывает сочинения разных эпох и стилей – от барокко до современности. Зачастую музыканты включают в свои программы малоизвестные произведения, мировые премьеры и оркестровые переложения, написанные специально для «Виртуозов Филадельфии». При исполнении сочинений более традиционного репертуара нередко используются яркие сценические и  визуальные эффекты.
С 1996 года оркестр «Виртуозы Филадельфии» активно гастролирует. Выступления коллектива проходили в нью-йоркском Линкольн-центре, Вайль-холле в Карнеги-холла, Театре Миллера в Колумбийском университете, Музее Гетти в Лос-Анджелесе, Центре исполнительских искусств Кравис в Уэст-Палм-Бич и Центре Вилар в Колорадо. Оркестр принимал участие в Бермудском фестивале и совершил три масштабных гастрольных турне по Южной Америке.
За несколько лет музыканты проехали тысячи миль и дали концерты в Калифорнии, Техасе, Флориде, Нью-Джерси, Нью-Йорке и других штатах Америки. В 2010 году оркестр «Виртуозы Филадельфии» дебютировал в Мексике и в Европе – на престижном Международном фестивале Nomus в Сербии. Среди ангажементов «Виртуозов Филадельфии» на 2014 год – гастроли по России с концертами в Санкт-Петербурге, Москве (Концертный зал им. П. И. Чайковского) и еще пяти городах страны.
Коллектив известен своими записями на студиях Connoisseur Society и Naxos. Британский журнал Pianoforte описал дебютный диск оркестра как «истинный успех», «лабораторию свежих идей» и «воплощение мастерства», а в издании «Американский путеводитель по аудиозаписям» был назван «мощным… увлекательным и захватывающим». Этот диск вышел в финал номинации на премию «Грэмми». Записанный оркестром диск с музыкой американского композитора Джорджа Антейла (серия «Американские классики» студии Naxos) журнал Gramophone назвал «выбором редакции», Радио 3 Би-би-си и газета London Observer – «диском недели», а газета Chicago Tribune включила его в список десяти лучших дисков классической музыки 2001 года. Диск стал лидером продаж в Великобритании и одной из самых продаваемых записей студии Naxos в США.
Также оркестр «Виртуозы Филадельфии» записал музыку американского композитора Ховарда Хэнсона на студии Naxos. В 2006 году этот диск получил ежегодную премию «Выбор авторов» в номинации «Лучший диск» от онлайн-журнала Positive Feedback Online.
Диск оркестра с музыкой Джорджа Антейла (New World Records) получил высочайшие оценки критиков всего мира. Среди последних записей оркестра – мировые премьеры произведений американского композитора Джефри Джейкоба для лейбла New Ariel.


У «Виртуозов Филадельфии» нет постоянного состава. Иногда он увеличивается до масштабов небольшого симфонического оркестра, иногда сокращается до размеров струнного ансамбля. Составить программу для такого коллектива нелегко. С появлением обширного оркестрового репертуара XIX века значительно сократилось количество произведений для камерного оркестра. Поэтому мы постоянно ищем новую музыку, при необходимости делаем обработки или заказываем новые произведения. Кроме того, при составлении программ стараемся опираться на богатейшее культурное наследие Филадельфии.
Ария соль мажор для струнных и Прелюдия ми мажор Иоганна Себастьяна Баха прозвучат в обработке Леопольда Стоковского. Обработки появились, когда Стоковский был музыкальным руководителем Филадельфийского оркестра и считал одной из своих главных задач популяризацию музыки Баха. Эти произведения всегда были визитной карточкой нашего ансамбля.
Витторио Джаннини, выдающийся американский композитор-неоромантик, родился в Филадельфии. Когда Дэниел Спалдинг впервые услышал Concerto grosso Джаннини, он немедленно включил его в программу своих выступлений с оркестром. Concerto grosso – непростое для исполнения и восприятия сочинение, местами резкое по звучанию, но с невероятно красивым adagio в средней части.
Астор Пьяццолла долго находился на периферии классической музыки. Только сегодня мы начинаем понимать, что его музыка при всей своей волшебной красоте и чувственности очень сложна. Танго «Прощай, Нонино» для фортепиано и струнных – особенное и глубоко личное произведение, написанное композитором вскоре после смерти отца. Аранжировка танго была сделана уже после смерти Пьяццоллы одним из музыкантов его коллектива – виолончелистом Эрнесто Брагато.
Обработка «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна создана Дэниелом Спалдингом. Повод к созданию сочинения был необычным. Много лет назад, когда мы только организовали наш ансамбль, Спалдинг посмотрел балет Щедрина «Кармен-сюита» и сразу влюбился в него. Вскоре после этого «Кармен-сюита» вошла в дебютный диск «Виртуозов Филадельфии». Эта запись принесла ансамблю международное признание, была номинирована на Grammy и дошла до финала. Мы несколько раз успешно гастролировали с этой программой и получали повторные ангажементы на выступления в том же составе. Других произведений для подобного состава в нашем репертуаре не было, поэтому Спалдинг сделал аранжировку «Вестсайдской истории» Бернстайна. Новая версия для струнных и фортепиано была написана летом 2014 года специально для нынешних гастролей.
Вторая часть программы начинается с великолепной «Колыбельной» Джорджа Гершвина. Это небольшое изящное произведение, где в полной мере раскрывается творческое кредо Гершвина – писать серьезную музыку, которая остается необычайно легкой для восприятия. Ни для кого не секрет: Гершвин всегда хотел, чтобы его считали серьезным композитором. Известна история о том, как Гершвин обратился к Морису Равелю, чтобы тот дал ему несколько уроков композиции. Говорят, Равель в ответ спросил, сколько денег зарабатывает Гершвин, и, услышав ответ, заявил, что уроки композиции ему точно не нужны. Наверное, Джордж Гершвин испытал бы чувство гордости, если бы узнал, что в настоящее время к его творчеству относятся вполне серьезно. Теперь он по праву входит в американскую «большую тройку» ХХ века: Гершвин, Копленд, Бернстайн. Хотя Антонин Дворжак не является американским композитором, наличие в программе его «Американского квартета» абсолютно закономерно. Путешествие Дворжака в Новый Свет произвело на него огромное впечатление. Он прошел долгий путь к самому сердцу Америки – штату Айова, где фермеры-первопроходцы боролись с дикой природой. Симфония № 9 («Из Нового Света») и «Американский квартет», написанные под впечатлением от поездки, относятся к числу самых любимых в нашем репертуаре. Квартет сам по себе – уже небольшая симфония. Спалдинг добавил в него басовую партию, оставив основную часть партитуры неизмененной. В каждой части произведения отчетливо просматривается влияние американского стиля, а в мелодии слышатся отзвуки народной музыки, что отчасти предвосхищает более поздние сочинения Копленда. Аарон Копленд, как никто другой, умеет показать саму суть американского музыкального стиля. «Сельский праздник» Копленда – яркая музыкальная картина, рисующая сцены жизни на Диком Западе, которая завершит нашу программу.
Габриэла Имре

 


Виртуозы Филадельфии

При поддержке Посольства США в РФ

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход