Санкт-Петербург, Концертный зал

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан


Солист – Максим Рысанов (альт)
Дирижер – Александр Сладковский


В ПРОГРАММЕ:
Николай Римский-Корсаков
«Испанское каприччио», соч. 34

Альфред Шнитке
Концерт для альта с оркестром

Николай Римский-Корсаков
«Шехеразада», симфоническая сюита, соч. 35


Идея создания в Татарстане симфонического оркестра принадлежала председателю Союза композиторов республики, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. По его инициативе для организации оркестра в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин.
10 апреля 1967 года на сцене Татарского театра оперы и балета состоялся первый концерт Симфонического оркестра Государственной филармонии ТАССР им. Г. Тукая под управлением Натана Рахлина. Первые 13 лет стали одними из самых ярких в истории оркестра: коллектив успешно выступил в Москве, объехал с концертами крупные города СССР, в Татарстане же его популярность не знала границ.
Начиная с 1979 года, после смерти Натана Рахлина, с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра был приглашен Фуат Мансуров, который проработал с коллективом 25 лет. В 2010 году новым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был назначен Александр Сладковский. С его приходом начался новый этап в истории оркестра.
Организованные Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан международные музыкальные фестивали – «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие» – являются яркими событиями в культурной жизни страны. Оркестр ведет проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательный проект для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и проект «Исцеление музыкой» для тяжелобольных детей. Коллектив является победителем конкурса «Благотворитель года» (2011 и 2013), учрежденного Президентом Татарстана.
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России. Концерты с участием оркестра с успехом проходят в Москве, Перми, Оренбурге, Иркутске, Сочи, Тюмени, в рамках фестивалей Сrescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Хибла Герзмава приглашает» и других. В апреле 2014 года оркестр принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания «Посол доброй воли» Денису Мацуеву.
В 2012 году оркестр записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal. C 2013 года Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан является артистом Sony Music Entertainment Russia. Концерты оркестра были записаны и показаны на телеканалах Mezzo и Medici.tv.
В разные годы с оркестром выступали многие исполнители с мировыми именами. В их числе – Галина Вишневская, Ирина Архипова, Ольга Бородина, Любовь Казарновская, Хибла Герзмава, Суми Чо, Симона Кермес, Альбина Шагимуратова, Татьяна Сержан, Анна Бонитатибус, Динара Алиева, Пласидо Доминго, Роберто Аланья, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, Василий Герелло, Ильдар Абдразаков, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Игорь Ойстрах, Вадим Репин, Сергей Крылов, Гидон Кремер, Алена Баева, Юрий Башмет, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Михаил Плетнёв, Николай Петров, Владимир Крайнев, Владимир Виардо, Лазарь Берман, Денис Мацуев, Борис Березовский, Барри Дуглас, Николай Луганский, Александр Торадзе, Екатерина Мечетина, Рамзи Ясса, Ксения Башмет, Игорь Бутман, Сергей Накаряков и Алексей Огринчук.
Также коллектив сотрудничал с Государственной хоровой капеллой России им. А.А. Юрлова, Государственным русским хором им. А.В. Свешникова, хором «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, Хором Государственной капеллы Санкт-Петербурга и Московским камерным хором Владимира Минина.


Испанские увертюры Глинки положили начало увлекательнейшему разделу отечественной музыкальной классики. «Русская Испания» оживала в шедеврах
Даргомыжского и Рубинштейна, Чайковского и Глазунова, Прокофьева и Шостаковича…
«Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова возникло из набросков концертной фантазии для скрипки с оркестром на испанские народные темы. Первоначальный замысел композитора разросся и вышел далеко за рамки фантазии или сюиты, основанной на фольклорных мотивах. Перед нами блистательный концерт для оркестра – один из первых образцов этого жанра в русской музыке. В пяти частях «Каприччио» предстала поющая и танцующая Испания (подлинные народные темы Римский-Корсаков заимствовал из «Собрания народных песен и танцев» Хосе Инсенги).
Благодаря многоцветной и в то же время прозрачной оркестровке, красочности и богатству колорита (в группу ударных инструментов введены кастаньеты), партитура «Испанского каприччио» представляет собой настоящую энциклопедию оркестрового мастерства.
Первое исполнение «Испанского каприччио» состоялось в Петербурге 5 декабря 1887 года под управлением автора.

К 1985 году Альфред Шнитке был уже автором таких широко известных сочинений, как Concerto grosso № 1 (1977) и кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983). Шнитке в кантате основывается не на великом создании Гёте – тот своего героя идеализирует – а на народной книге, изданной Иоганном Георгом Шписом в 1587 году за двести лет до Гёте. Именно в  исходном «народном» Фаусте, по словам Шнитке, «как раз и проявилась двойственность человеческого и дьявольского, с преобладанием дьявольского…».
Фаустианским духом проникнут и Концерт № 1 для альта с оркестром. Солирующему альту с его благородным мужественным тембром, чуждым какой бы то ни было сентиментальности, противопоставлен оркестр, лишенный блестящего тембра скрипок.
Начальный речитатив альта, суровый бескрасочный колорит оркестра сразу же погружают слушателя в трагическую атмосферу. Партия солиста изобилует развернутыми монологами и краткими репликами. Невольно на ум приходит каламбур: альт – alter ego композитора.
Концерт диалогичен: вопрошающим интонациям партии альта, «возговорившего человечьим голосом», противопоставлены холодные миражи оркестрового фона, суровые хоралы или, напротив, все сметающий разрушительный вихрь tutti.
Стремление показать диалектику взаимоотношений Добра и Зла прослеживается как внутри каждой из трех частей концерта, так и на уровне цикла.
В центре второй части концерта – злого и жестокого perpetuum mobile – Шнитке поместил два жанровых эпизода: гротескный вальс и романтическое Adagio. Необычный «любовный» дуэт солирующего альта и контрабаса в высоком регистре своей очевидной пародийностью, чрезмерной чувствительностью, казалось бы, взывает к разуму слушателя: вот Зло в его обманчиво манящих «прелестных» одеждах! Но … «красоты так недостает в современном искусстве, в современной музыке, что даже ложно задуманная красота берет на себя роль настоящей» (Валентина Холопова). Так небольшой (менее чем трехминутный) эпизод принес необычайную популярность концерту. Его музыка часто используется на радио и телевидении как символ любви, стремления к счастью…
Финал, возвращающий настроение первой части, очень скоро переходит в заупокойный хорал и следом – в траурное шествие. Погребальные колокола подчеркивают безысходность трагедии. Постепенно замирают последние интонации альта, свет гаснет…

Симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова «Шехеразада» – одна из вершин русского программного симфонизма. Композитор предварил партитуру программой, основанной на сказках «Тысячи и одной ночи». Первоначально каждая часть имела подзаголовок: 1. «Море и Синдбадов корабль»; 2. «Фантастический рассказ Календера-царевича»; 3. «Царевич и царевна»; 4. «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».
Впоследствии названия были сняты автором из-за «нежелательного искания слишком определенной программы». Композитор полагался на предельную выразительность самой музыки и не хотел сковывать фантазию слушателей.
Музыкальные темы вступления, наряду с другими мотивами, пронизывают ткань всех частей сюиты, придавая ей цельность и стройность. Но, по словам Римского-Корсакова, «являясь при различном освещении и выражая различные настроения, те же самые мотивы и темы соответствуют всякий раз различным образам, действиям и картинам».
Первое исполнение «Шехеразады» состоялось в Петербурге 22 октября 1888 года под управлением автора.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход