Санкт-Петербург, Концертный зал

Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»


Исполняет Михаэль Купфер (баритон)
Партия фортепиано – Эрик Шнайдер


Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница.
А.С. Пушкин

В творчестве Франца Шуберта жанр песни (нем. Lied) занимает особое место. Этот жанр был любимейшим для композитора, и он обращался к нему чаще, чем ко всем остальным. Всего Шуберт написал более шестисот песен. Первым из великих мастеров прошлого он «уравнял в правах» песню с другими, более «почтенными», жанрами, а также пронизал песенностью инструментальные сочинения – симфонии, ансамбли и фортепианные сонаты. К созданию вокальных циклов Шуберт пришел во всеоружии мастерства, уже будучи автором таких шедевров, как «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «К музыке», «Скиталец», «Форель»…
Поэтической основой для цикла «Прекрасная мельничиха» послужили стихотворения поэта Вильгельма Мюллера – современника Шуберта, в поэзии которого композитор нашел идеальный отзвук собственным сокровенным чувствам, романтическим представлениям о неразделенной и отвергнутой любви. Стихи Мюллера представляют собой цикл поэтических новелл, рассказывающих историю юношеской любви – ее зарождения, расцвета и разочарований. Шуберт подхватил замысел поэта, написав первый в истории музыки роман в песнях.
Мюллер вдохновлялся известным сборником народных песен «Волшебный рог мальчика» (сегодняшний слушатель знаком с этим сборником благодаря симфониям и песенным циклам Густава Малера). Шуберт поддержал поэта, обратившись в большинстве песен цикла к самой «народной» – строфической куплетной форме. Фортепиано у Шуберта – тоже едва ли не впервые в музыке романтиков – не ограничено функцией аккомпанемента, его партия изобилует яркими звукоизобразительными элементами, рояль вступает в диалог с певческим голосом.
…Юноша, мельник-подмастерье, собрался в путь. Он чуток к окружающей его природе и вручает свою судьбу ручью, зовущему его вдаль, ведущему по дороге странствий. Он полон благодарности – еще бы, ручей знакомит его с возлюбленной – дочерью мельника! Вспыхнувшая любовь и сопутствующее ей весеннее настроение находят выражение в  пылких излияниях. Лирическую линию оттеняют веселые народно-жанровые сценки.
Тем горестнее пробуждение при неожиданном появлении соперника, тем сильнее охватывающее юношу отчаяние. Последние страницы полны тихой грусти: путник ищет утешения в природе, но она не в состоянии исцелить его от страданий. Лишь в заключительной песне цикла герой обретает выстраданное умиротворение.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход