Санкт-Петербург, Концертный зал

Трио Бетховена, Блоха, Чайковского


Исполняет Московское трио имени Рахманинова в составе:
Виктор Ямпольский (фортепиано),
Михаил Цинман (скрипка),
Наталья Савинова (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч. 1 № 3 до минор

Эрнест Блох
Три ноктюрна для фортепиано, скрипки и виолончели

Петр Чайковский
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого артиста» ля минор, соч. 50


Трио имени Рахманинова широко известно любителям музыки во всем мире. За 19 лет творческой деятельности музыканты снискали любовь публики, уважение коллег и признание критиков в нашей стране и за рубежом.
Концерты и записи Трио имени Рахманинова получили блестящие рецензии таких авторитетных изданий, как BBC Music Magazine, Gramophone, The Strad, Fanfare, Diapason, The Independent, The Observer, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Süddeutsche Zeitung, Der Bund, «Русская мысль», и многих других.
Трио имени Рахманинова представляло российское исполнительское искусство в программе Года российской культуры в Германии, а также в Китае, Болгарии, Чехии, Италии и  Нидерландах.
Музыканты выступали на многих важнейших международных форумах, в том числе на форумах Юнеско и ООН и на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В 2005 году коллектив участвовал в праздничном концерте во дворце президента Индонезии в Богоре, исполнив Тройной концерт Бетховена с Индонезийским симфоническим оркестром. Ансамбль регулярно участвует в престижных международных мастер-классах: «Вилла Музыка» в Германии, «Международная академия Густава Малера» в Италии, в Шанхайской и Пекинской консерваториях.
В сезоне 2006–2007 годов музыканты, при поддержке ОАО «Газпром», организовали и провели мастер-классы и концерты в четырех лучших консерваториях Китая: Пекинской, Шанхайской, Гуанчжоуской и Гонконгской.
В 2012 году, в рамках перекрестного Года Россия – Нидерланды, при поддержке ОАО «Газпром» коллектив провел мастер-классы в Академии музыки Маастрихта. В рамках проекта «Выдающиеся мастера мирового исполнительского искусства – молодым талантам России», проходящего при поддержке Министерства Культуры РФ и ОАО «Газпром», музыканты приглашают в российские консерватории для совместных концертов и мастер-классов лучших музыкантов из разных стран. В проекте принимали участие Юрген Куссмауль (альт), Вольфганг Хольцмайер (баритон), солистка Венской оперы Элианэ Коэльо (сопрано), солистка Ла Скала Сильвия Мапелли (сопрано), Оливье Дарбелле (валторна), Серджио Дельмастро (кларнет), Яир Клесс (скрипка) и многие другие.
География выступлений Трио имени Рахманинова охватывает пространство от Японии до Латинской Америки, от Крайнего Севера России до Сингапура и Индонезии.
Ансамбль организует ежегодный международный фестиваль фортепианных трио «Трио имени Рахманинова и друзья», приглашая в Москву лучшие фортепианные трио из других стран. За последние пять лет на фестивале выступили музыканты из Австрии, Италии, Германии, Франции и Бразилии.
Трио имени Рахманинова организует ежегодные циклы концертов камерной музыки в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, а также в Третьяковской галерее. В этих концертах наряду с российскими музыкантами участвуют звезды мировой музыкальной сцены из других стран.


Для публикации в качестве соч. 1 Людвиг ван Бетховен выбрал три фортепианных трио, к тому времени уже исполнявшихся в Вене у князя Лихновского. В 1795 году они были напечатаны с посвящением князю. С до-минорным трио № 3 связано недоразумение, омрачившее и без того непростые отношения Бетховена с его учителем – Йозефом Гайдном. Гайдн не советовал печатать трио, вероятно, опасаясь, что оно будет плохо принято из-за своей сложности. Однако именно трио до минор имело наибольший успех. Много лет спустя оно даже было издано в переложении для струнного квинтета (как соч. 104).
Сложность трио объясняется его драматическим характером. В первой и третьей частях и, с новой силой, в финале разворачивается диалог судьбы и страдающего героя – так, как это происходит в первых тактах фортепианной фантазии Моцарта до минор и во многих до-минорных сочинениях самого Бетховена. Лишь вторая часть трио (Andante cantabile) уводит в сторону от этого сюжета. Тема, пять вариаций и кода радуют разнообразием фактуры и приемов игры. Здесь своя драматургия, чисто музыкального свойства: струнные инструменты оспаривают первенство у фортепиано – сначала без особой надежды, но постепенно все более успешно.

Три ноктюрна для фортепиано, скрипки и виолончели написаны Эрнестом Блохом в Кливленде в 1924 году. К тому времени он уже восемь лет прожил в США и как раз в 1924-м принял американское гражданство. Возможно, цикл ноктюрнов возник как продолжение небольшой поэмы «В ночи» (1922), сочиненной Блохом для фортепиано и почти сразу же оркестрованной.
Ноктюрн – жанр романтический, однако стиль Блоха здесь ближе к импрессионизму. В трех пьесах показаны три лика ночи, причем характер двух последних пьес – спокойный и бурный – недвусмысленно подчеркнут в обозначениях темпов.

Трио ля минор «Памяти великого артиста» – отклик Чайковского на смерть Николая Рубинштейна. В марте 1881 года Чайковский был в Ницце и ждал приезда друга, который выехал за границу для лечения. Но им не суждено было еще раз встретиться: Рубинштейн умер в Париже, так и не добравшись до Ниццы. С декабря 1881-го до конца января 1882 года Чайковский работал в Риме над своим единственным трио. Оно впервые прозвучало в Московской консерватории в годовщину смерти ее основателя. Играли Сергей Танеев, Иван Гржимали и Вильгельм Фитценгаген – те, кого Чайковский желал видеть первыми исполнителями.
Трио состоит из двух частей, беспрецедентно масштабных и многогранных. Первая часть написана в духе романтических элегий. Ее главная тема в репризе звучит в очень медленном темпе, приобретая траурный характер. Вторая часть – одиннадцать вариаций и финал на тему песни, которую Чайковский в 1873 году слышал на Воробьёвых горах (возможно, вариации отражают события жизни Рубинштейна). Каждая из вариаций неповторима. Третья представляет собой скерцо, шестая – вальс, восьмая, значительно переработанная Танеевым с одобрения автора, – фугу. В девятой указан темп Andante flebile (жалобное, стонущее Andante), десятая вариация – в жанре мазурки. В коде возвращается главная тема первой части: в последних тактах трио Чайковский превращает ее в траурный марш.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход