Санкт-Петербург, Концертный зал

Сергей Прокофьев. «Иван Грозный»

Oратория для чтеца, солистов, хора и оркестра
Редакция Абрама Стасевича (1961)

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Михаил Петренко (бас)

Чтец – Михаил Петренко

Симфонический оркестр и хор Мариинского театра
Дирижер – Андрей Петренко

«Иван Грозный» – вторая совместная работа Сергея Прокофьева и Сергея Эйзенштейна. После триумфа «Александра Невского» Эйзенштейн задумал новый фильм, насыщенный музыкой гениального соавтора в еще большей степени. «Товарищу композитору предоставлено великое раздолье во всех направлениях», – сразу же сообщил он Прокофьеву. Работа шла во время войны. Стихи, как и для «Александра Невского», писал полуопальный поэт Владимир Луговской (текст сценария принадлежит самому Эйзенштейну).
Партитура получилась грандиозной. В 1997 году Марина Рахманова и Ирина Медведева опубликовали всю сохранившуюся в рукописях музыку «Грозного» – почти сорок эпизодов и еще двенадцать звучащих в фильме православных песнопений. Однако Прокофьев не превратил эту партитуру в ораторию, кантату или концертную сюиту. Вероятно, роковую роль здесь сыграли запрет второй серии фильма и последовавшая вскоре смерть Эйзенштейна.
В 1958 году Абрам Стасевич – виолончелист, дирижер и композитор, записавший звуковую дорожку для фильма, – скомпоновал из прокофьевских материалов ораторию. Он укрупнил форму за счет объединения одних эпизодов и повторения других и значительно изменил оркестровку, поскольку авторская в большой степени рассчитана на эффекты микширования (для звукорежиссера Прокофьев составлял подробнейшие инструкции). С тех пор появились и другие исполнительские версии «Грозного», но редакция Стасевича, впервые исполненная в 1961-м и напечатанная 1962 году, пока остается наиболее репертуарной.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход