Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

«Время – жизни скорбный гений»


К 75-летию со дня рождения Бориса Тищенко

В ПРОГРАММЕ:
Борис Тищенко
«Три песни на стихи Марины Цветаевой», вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано
Исполняют Дарья Батова (меццо-сопрано) и Алексей Васильев (фортепиано)

«Грустные песни», вокальный цикл для сопрано и фортепиано
Исполняют Анастасия Перминова (сопрано) и Алексей Логунов (фортепиано)

Соната для фортепиано № 4
Исполняет Надежда Кипрушева


Строка из стихотворения Шелли, положенного на музыку Борисом Тищенко (1939–2010), не случайно дала имя концертной программе в честь 75-летия композитора. Стремительное неостановимое течение времени находило в творчестве Тищенко самый разнообразный отклик. Это и взгляд сквозь толщу веков на страницы отечественной истории – балет «Ярославна» по «Слову о полку Игореве», и цикл симфоний по «Божественной комедии» Данте. Это и симфонии, отразившие наш бурный век (эпиграфом к ним могли бы стать слова одного из любимых поэтов композитора – Александра Кушнера: «Времена не выбирают»), и вокальный цикл «Бег времени» на стихи Анны Ахматовой…
Молодой Борис Тищенко (в 1962 году ему исполнилось двадцать три) пишет вокальный цикл «Грустные песни». В одной тетради композитор объединил стихи Перси Биши Шелли и Михаила Лермонтова, своего друга, сверстника, Иосифа Бродского и средневекового японского поэта Отомо Якамоти, турецкого поэта Мелика Джевдета Андая и великого венгра Шандора Петефи, а также фольклорные тексты – странную колыбельную-страшилку и печальный стих «На пострижение немилой»… И уже тогда, в начале творческого пути, Тищенко отличало безошибочное ощущение стилевых примет времени в выборе поэтических текстов и в их музыкальном претворении. Яркий пример – «Рождественский романс», который композитор сопроводил ремаркой: «Слова и напев Иосифа Бродского». Тищенко предельно точно воспроизвел манеру чтения-распевания стихов самим поэтом в дружеском кругу, добавив только регулярное гармоническое сопровождение.
Когда спустя десятилетие мы услышали «Три песни на стихи Марины Цветаевой», нельзя было не восхититься зрелым мастерством композитора, ненавязчиво погрузившего слушателей в атмосферу интимного домашнего музицирования. «Гитарный» аккомпанемент фортепиано сообщал какую-то особую доверительность печальным интонациям певческого голоса, стихам поэта – порой, казалось бы, «будничным» и в то же время отрешенным, надмирным. Заглянув в ноты, мы увидели рядом с партией фортепиано ремарку автора: quasi Gitarre (подражая гитаре), а из разговора с автором узнали, что цикл изначально написан для голоса с гитарой (впрочем, в этой версии он исполняется крайне редко). Исповедальная любовная лирика Марины Цветаевой обрела в музыке Бориса Тищенко вторую жизнь.
В том же году (1972), когда состоялось первое исполнение цветаевских песен, Борис Тищенко впервые сыграл в Доме композиторов свою Четвертую сонату. Композитор посвятил сонату «любимой Праге», где он был удостоен премии на композиторском конкурсе за Первый концерт для виолончели с оркестром. В отличие от Третьей и Пятой сонат, отмеченных трагизмом, Четвертая соната полна энергии и солнечного жизнелюбия. Упругая, графически отточенная мелодика первой части претерпевает развитие от спокойной монодии в начале до мощной, полифонически подготовленной кульминации – и вновь возвращается к исходному спокойному настроению. Вторая часть – лирический центр сонаты, по собственным словам Тищенко, признание в любви к городу, очаровавшему его своей архитектурой, красочностью остроконечных черепичных крыш и шпилей. Финал сонаты заражает ритмическим блеском, энергичной и броской поступью джазового «блуждающего баса»
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход