Санкт-Петербург, Мариинский театр

Ромео и Джульетта
 Ромео и Джульетта 


балет в 3-х действиях, 13-ти картинах

Открытие сезона

К юбилею Ирины Колпаковой
Алина Сомова и Владимир Шкляров в балете

Исполнители

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева, Сергея Радлова, Леонида Лавровского по трагедии Уильяма Шекспира
Хореография Леонида Лавровского
Художник – Петр Вильямс

Краткое содержание

KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА

Действие первое
Картина первая
Раннее утро. Ромео не спится. Он бродит по пустынным улицам Вероны, мечтая о любви.
Понемногу площадь заполняется народом, в кабачок приходят ранние посетители. Домой возвращается, навеселе, племянник Капулетти – Тибальд. Увидев Бенволио, племянника Монтекки, он бросается на него со шпагой и вынуждает защищаться. Тихая и мирная площадь становится ареной сражения между Монтекки и Капулетти. Скрещиваются шпаги, падают убитые.
Молодой дворянин Парис пришел просить у Капулетти руки его прекрасной дочери, юной Джульетты, но никто не обращает на юношу ни малейшего внимания. Из дома Капулетти с мечом в руке выбегает сам хозяин. Ему кажется, что его сторонники недостаточно отважны. Спешит принять участие в поединке и Монтекки. Бой разрастается.
На площади появляется герцог Вероны. Он приказывает опустить оружие и велит вывесить приказ о наказании смертью каждого, кто обнажит оружие на улицах Вероны.

Картина вторая
Юная Джульетта забавляется со своей кормилицей, которая наряжает ее к балу. Появляется мать Джульетты. Она журит дочь за детские шалости, подводит ее к зеркалу: пусть Джульетта сама убедится – она уже не ребенок, а взрослая девушка.

Картина третья
Пышно разодетые гости торжественно шествуют на бал во дворе Капулетти. Среди них Парис со своим пажом.
Бенволио и верный друг Ромео, весельчак Меркуцио, уговаривают Ромео пойти на бал к Капулетти. Чтобы остаться неузнанными, молодые люди из семьи Монтекки надевают маски и отправляются на празднество.

Картина четвертая
Бал в доме Капулетти. За чопорным танцем с подушками следует чарующий танец прекрасной Джульетты.
В зал входят Ромео и его друзья. Ромео поражен красотой Джульетты.
Воспользовавшись тем, что Тибальд отводит Париса от Джульетты, Ромео подходит к девушке. Он не скрывает своего восторга и восхищения. Случайно упавшая маска Ромео открывает его лицо взору Джульетты. Но Ромео узнан Тибальдом и, опасаясь возможных осложнений, спешит покинуть дом.
Джульетта все еще под впечатлением встречи с Ромео. Кто этот прекрасный юноша? Кормилица объясняет Джульетте, что пленивший ее гость – сын Монтекки, кровного врага Капулетти.

Картина пятая
Лунная ночь. Джульетта на балконе мечтает о Ромео. Появляется Ромео. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности.

Действие второе
Картина шестая
На площади Вероны шумно и весело. Кормилица Джульетты по поручению своей юной госпожи передает Ромео записку.
Юноша счастлив. Джульетта согласна быть с ним навеки.

Картина седьмая
В своей келье проводит дни патер Лоренцо. Ромео умоляет его тайно скрепить союз между ним и Джульеттой. Лоренцо обещает свою помощь, надеясь этим браком примирить враждующие семьи Монтекки и Капулетти.
Появляется Джульетта. Лоренцо совершает обряд венчания.

Картина восьмая
Меркуцио, Бенволио и их друзья веселятся в кабачке.
Показавшийся на мосту Тибальд замечает своих врагов и, выхватив шпагу, устремляется к Меркуцио. Ромео хочет помирить их, но безуспешно. Между Тибальдом и Меркуцио завязывается бой. Ромео пытается разнять их, но Тибальд, улучив момент, из-под руки Ромео наносит Меркуцио смертельный удар.
Гибель друга приводит Ромео в ярость. Обнажив шпагу, он вызывает Тибальда на поединок и убивает его.
Родные убитого, собравшись у его тела, клянутся в вечной мести роду Монтекки.

Действие третье
Картина девятая
Ромео должен проститься с Джульеттой. Он изгнан из Вероны.
В комнату врываются утренние лучи солнца. Уже пора – больше медлить нельзя! Ромео прощается с любимой.
Тщетно пытается кормилица утешить Джульетту. Появляются родители. С ними Парис. Джульетта узнает о своей свадьбе, выслушивает признания жениха, но решительно отказывается подчиниться воле родителей. После ухода Париса на девушку обрушивается град упреков. Воля Капулетти непреклонна.
Джульетта в отчаянии. Она решает посоветоваться с патером Лоренцо.

Картина десятая
Келья Лоренцо. Покоренный безграничной любовью девушки к Ромео, патер дает ей снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, все решат, что она умерла, и тело ее в открытом – по обычаю – гробу отнесут в старинный склеп Капулетти. Лоренцо же известит об этом Ромео, который скрывается в Мантуе. Юноша немедленно вернется в Верону, найдет Джульетту проснувшейся и увезет с собой в Мантую, где для них наступят ничем не омраченные дни счастья.

Картина одиннадцатая
Возвратившись домой, Джульетта притворно покоряется воле родителей.
Выпив напиток, она засыпает.
Появляются подруги с цветами. Не найдя девушку в ее комнате, они решают, что Джульетта еще спит. Приходят ее родители, Парис.
Кормилица откидывает полог у постели, и все застывают в ужасе: Джульетта мертва...

Картина двенадцатая
Осеняя ночь в Мантуе. В мрачном раздумье стоит Ромео. Вбегает Бенволио, только что прибывший из Вероны, и рассказывает о смерти Джульетты.
Ромео спешит в Верону.

Картина тринадцатая
Кладбище в Вероне. Простившись с Джульеттой, все в печальном безмолвии уходят.
Темнеет. Появляется Ромео. Он не может оторвать взора от возлюбленной. Она мертва – и жизнь потеряла для него смысл. Ромео выпивает яд и падает у ног Джульетты.
Джульетта просыпается и видит распростертого у ее ног Ромео. Она склоняется к нему. Губы юноши уже холодны. Кинжалом Ромео Джульетта наносит себе смертельный удар.
...На кладбище собирается народ. Старики Монтекки и Капулетти в оцепенении смотрят на мертвые тела своих детей. Молча они протягивают друг другу руки...
Многолетняя вражда Монтекки и Капулетти прекращена ценою жизни двух любящих.


Мировая премьера – 11 января 1940 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), Ленинград

Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Посвящается юбилею народной артистки СССР Ирины Колпаковой

Воспитанная А.Я. Вагановой, Ирина Колпакова унаследовала ее творческое кредо – верность классическому танцу, убежденность в его совершенстве и самодостаточном красноречии, способности раскрыть внутреннюю сущность персонажей. Обладая утонченным обликом, природной грацией, одухотворенностью, Колпакова на сцене была воплощением гармонии классического танца. Сторонница чистоты его формы, она в свое время была лучшей в Ленинграде исполнительницей сложнейших партий классического репертуара – Раймонды в одноименном балете и Авроры в «Спящей красавице». Виртуозный танец Колпаковой производил впечатление легкости, воздушности. Его сравнивали со светлой поэзией, когда она танцевала Жизель или Сильфиду. Чуждая увлечению техникой ради техники, она не чеканила движений, а чистыми, ясными линиями словно плела прозрачные и нежные кружева. Балерина лирического амплуа, наполнявшая гармонией и поэтичностью роли в классических спектаклях, всегда была готова раскрыть свой талант с новой, порой неожиданной, стороны: она много и с удовольствием работала с современными хореографами. С именем Ирины Колпаковой связаны едва ли не все заметные премьеры конца 1950-х–1980-х годов: она танцевала Катерину в «Каменном цветке» и Ширин в «Легенде о любви» Ю. Григоровича, Его любимую в «Береге надежды» И. Бельского, Еву в «Сотворении мира» и Наталью Николаевну в «Пушкине» Н. Касаткиной и В. Василёва, Юлию в «Ромео и Юлии» И. Чернышёва, Алу в «Скифской сюите» Г. Алексидзе, Девушку в балете О. Виноградова «Двое». Ирина Колпакова работала с Л. Якобсоном, создавшим для нее партию Менады в «Спартаке», а также миниатюры «Мечта» и «Снегурочка». В разной по стилистике хореографии балерина создавала характеры своих героинь – озорных и трагичных, сдержанных и открытых. И совершенство формы всегда сочеталось у нее с глубиной раскрытия образов. Одной из самых ярких драматических ролей Ирины Александровны стала Джульетта…


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)