Санкт-Петербург, Концертный зал

Респиги. Моцарт. Мендельсон

Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижер - Лоренц Настурица-Гершовичи

В программе:
Отторино Респиги
Старинные танцы и арии для лютни (сюита № 3)

Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 29 ля мажор

Феликс Мендельсон
Симфония № 9 до мажор

Страдивари-ансамбль Мариинского театра – коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы. Ансамбль возник по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева, играют в ансамбле лучшие инструменталисты, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря богатейшим и очень красивым тембрам инструментов работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.

В наследии Отторино Респиги немало произведений, воскрешающих итальянскую музыку прошедших эпох. Среди них – три сюиты «Старинных танцев и арий для лютни» (1917, 1923, 1931). Они составлены из лютневых пьес XVI–XVII веков в свободной обработке для струнного оркестра. Третья сюита также существует в версии для струнного квартета. Она открывается пьесой Italiana («Итальянская») анонимного автора конца XVI века – ровной, размеренной, бесстрастной и довольно безжизненной – примерно так во времена Респиги представляли себе идеал «старинного стиля». Придворная (или куртуазная) Ария бургундца Жан-Батиста Безара – целая сюита из маленьких разнохарактерных пьес.
Анонимная Сицилиана меланхолична, как почти все сицилианы ХХ века, а финальная Пассакалья графа Лодовико Ронкалли (который, правда, сочинил ее вовсе не для лютни, а для гитары) ожидаемо торжественна. Судя по четырехзвучным аккордам, порученным сперва скрипкам, а затем и всем остальным струнным, Респиги в своей вольной обработке явно подражал знаменитой Чаконе для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха.

Симфония № 29 ля мажор (K. 201) была окончена Вольфгангом Амадеем Моцартом в Зальцбурге 6 апреля 1774 года. Впоследствии некто неизвестный стер дату в рукописи, и музыковедам пришлось звать криминалистов, чтобы те с помощью цветных фильтров прочли исчезнувшую надпись.
Симфония написана во времена, когда граница между оркестровой и камерной музыкой еще не была нерушимой. Первые две части деликатны, почти интимны. Побочная тема второй части словно соткана из легчайших вздохов, а в короткой разработке звучат воркующие фигуры скрипок. Последние две части, напротив, энергичны. Менуэт украшают сигналы гобоев и валторн (кроме них, других духовых инструментов в оркестре нет), каждый раздел финала завершается взлетающим пассажем скрипок, а венчает его героическая кода. Три части симфонии (все, кроме менуэта) написаны в динамичной сонатной форме. Каждая из них завершается кодой, в которой возвращается главная тема данной части, словно 18-летний композитор уверенной рукой всякий раз подводит итог достигнутому.

Феликс Мендельсон – автор пяти симфоний для большого оркестра и тринадцати – для струнного. Последняя точка в партитуре Девятой симфонии для струнного оркестра была поставлена 12 марта 1823 года, когда композитору было всего 14 лет. За раннюю зрелость и удивительную легкость письма Мендельсона часто сравнивают с Моцартом. Первая часть Девятой, за исключением патетического вступления, выдержана как раз в стиле Моцарта, а вся симфония насыщена полифоническими приемами, словно Мендельсон стремился превзойти моцартовский «Юпитер».
Во второй части симфонии юный композитор использует скромные средства и создает с их помощью мастерское полотно – как известно, ограничения часто стимулируют вдохновение.
Небольшой оркестр он умудряется разделить надвое: начальный мажорный раздел и репризу исполняют скрипки, средний раздел (минорное фугато) – альты, виолончели и контрабасы. Настолько сильные контрасты в музыке для одних струнных практически не встречаются.
Третья часть – охотничье скерцо (первое в творчестве Мендельсона, будущего автора знаменитого скерцо из музыки к «Сну в летнюю ночь»). В пасторальном трио звучит тема швейцарской песни, которую Мендельсон слышал, путешествуя с родителями по Швейцарии: из-за этого Девятую симфонию иногда называют «Швейцарской».
Почти весь финал до-мажорной симфонии, вплоть до быстрой и шумной коды, протекает в до миноре (вероятно, по образцу «Императорского» квартета Гайдна). Эта часть уникальна своей полифоничностью. Обычно композитор, желающий внедрить в сонатную форму фугато, помещает его в разработку, Мендельсон же снабдил последнюю часть симфонии тремя (!) фугато – в экспозиции, разработке и репризе. Что вовсе не означает, будто его Девятая – сухое, академичное упражнение в композиции.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход