Санкт-Петербург, Мариинский-2

Лядов. Брух. Элгар

Национальный оркестр Капитолия Тулузы
Солист – Рено Капюсон (скрипка)
Дирижер – Туган Сохиев

Второй концерт 24-го абонемента

В программе:
Анатолий Лядов
«Волшебное озеро», сказочная картинка, соч. 62

Макс Брух
Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль минор, соч. 26

Эдуард Элгар
«Энигма-вариации» для симфонического оркестра, соч. 36



Национальный оркестр Капитолия Тулузы
Художественный руководитель – Туган Сохиев

Российский дирижер Туган Сохиев возглавил Национальный оркестр Капитолия Тулузы 1 сентября 2008 года после трех лет сотрудничества с этим коллективом в качестве приглашенного дирижера и музыкального консультанта. На этом посту Туган Сохиев будет находиться до августа 2016 года. В 2009 году по его инициативе началось обновление состава оркестра, и сейчас коллектив насчитывает 125 музыкантов.
С 1968 по 2003 год Национальный оркестр Капитолия Тулузы возглавлял Мишель Плассон, который ныне является его почетным дирижером. За время его руководства значительно увеличился симфонический репертуар оркестра, состоялись многочисленные гастрольные туры, было записано более 60 дисков на студии EMI CLASSICS. В настоящее время оркестр выступает на симфонических сезонах в тулузском Halle aux Grains (зал Зернового рынка), дает концерты в разных городах Южных Пиренеев и участвует в музыкально-хореографических постановках Театра Капитолия Тулузы. Кроме того, Национальный оркестр Капитолия Тулузы является постоянным участником различных музыкальных фестивалей, в частности Международного фестиваля им. Джордже Энеску (Бухарест), фестивалей «Музыкальные недели в Сан-Себастьяне» и «Хорегии Оранжа». На последнем фестивале в июле 2011 года коллектив провел два симфонических концерта и исполнил оперу «Аида» Верди. Уже несколько сезонов подряд оркестр регулярно выступает в парижском Зале Плейель; в сезоне 2012–2013 годов на его сцене прошло три концерта коллектива. В январе 2011 года оркестр принял участие в исполнении оперы Прокофьева «Обручение в монастыре» (совместная постановка парижской Опера-комик и Театра Капитолия Тулузы). В сезоне 2012–2013 годов коллектив гастролировал в Великобритании, Германии, Бразилии, Южной Америке, Японии и Китае, а затем дал серию концертов в венском Музикферайн. Благодаря многочисленным зарубежным гастролям и музыкально-художественным проектам, проведенным при поддержке медиагрупп Radio Classique, France musique, MediciTV и Mezzo, Национальный оркестр Капитолия Тулузы завоевал международную известность.
В дискографии Тугана Сохиева и Национального оркестра Капитолия – многочисленные записи, выпущенные студией Naive Classique, в числе которых «Картинки с выставки» Мусоргского, Симфония № 4 Чайковского, «Симфонические танцы» Рахманинова и «Петя и волк» Прокофьева. Записи «Праздничной увертюры» Шостаковича и Симфонии № 5 Чайковского получили высокие оценки критиков и стали «Выбором редакции» журнала Gramophone.
Среди последних дисков, вышедших в 2013 году, – «Весна священная» и «Жар-птица» Стравинского, записанные на студии Naïve Classique. С сентября 2006 года по июнь 2009 года приглашенным композитором коллектива был Кароль Беффа. Под управлением Тугана Сохиева были исполнены три симфонических произведения, написанных композитором специально для оркестра. С 2010 года Национальный оркестр Капитолия Тулузы сотрудничает с композитором Брюно Мантовани.
В сентябре 2012 года вторым дирижером и руководителем учебных программ оркестра был назначен Кристоф Мангу.

«Волшебное озеро» Анатолий Константинович Лядов назвал «сказочной картинкой», обозначив четкую грань между этим сочинением и романтической симфонической поэмой. Программу он тщетно пытался найти в сказках. Уже закончив партитуру, Лядов воодушевленно объяснял, каким ему видится это лесное северное озеро: «Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине. А главное – без людей, без их просьб и жалоб, – одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». Людей в музыке Лядова вообще не бывает, и «Волшебное озеро» не составляет исключения. При сочинении «сказочной картинки» композитор воспользовался эскизами к русалочьим сценам так и не написанной оперы «Зорюшка» по пьесе Владимира Даля «Ночь на распутье», в которой оживает целый мир русской народной мифологии. Состав оркестра удивительно скромен: ни одной лишней детали. Колышущиеся фигуры струнных напоминают о лесных страницах «Китежа». Всего несколько нот челесты рисуют звезды, которые зажигаются с наступлением ночи. Мерцающие двойные ноты флейт – будто двоящиеся в воде отражения. А у валторн звучат русалочьи зовы… «Волшебное озеро» посвящено Николаю Черепнину, под чьим управлением оно впервые прозвучало в начале 1909 года.
Анна Булычёва

Имя Макса Бруха (1838–1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.
Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных анамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха – представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.
Интерес к национальным истокам музыки, к экзотическим культурам – родовая черта романтизма. К числу популярных произведений Бруха принадлежат «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Adagio на кельтские темы, еврейская мелодия «Кол Нидрей» для виолончели с оркестром, обработки русских и шведских песен и танцев… Современники высоко ценили дарование Бруха – пылкого романтика, превосходного и яркого мелодиста, мастера отточенной музыкальной формы, эрудита, блистательного профессионала. В один год (1893) с Чайковским, Сен-Сансом, Григом и Бойто ему было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета. Летом 1864 года Брух, задумывая Концерт, вернулся к давним эскизам. Премьера первой редакции соль-минорного концерта cостоялась под управлением автора 24 апреля 1866 года в Кобленце. Автор, однако, продолжал совершенствовать сочинение. Рукопись переработанного концерта он послал летом 1866 года Йозефу Йоахиму, который впервые исполнил его в окончательной версии 7 января 1868 года в Бремене. Вскоре он прозвучал и в других городах. Его включили в свой репертуар Фердинанд Давид и Леопольд Ауэр, а затем и другие крупнейшие скрипачи мира.
Необычно строение концерта: все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки, напоминающий эпический рассказ рапсода. Ритмически упругий страстный «взлет» скрипки соло и широкая экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки (на материале вступления) «незаметно» без перерыва вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала. В ее отчетливо венгерском характере можно усмотреть своеобразный «комплимент» Йозефу Йоахиму (спустя годы так же поступит Брамс в финале своего Скрипичного концерта). В облике
второй, широкой патетической темы преобладают гимнические черты. Концерт венчает энергичная блестящая кода.
Иосиф Райскин

Вариации для оркестра на собственную тему (вариации «Энигма») были завершены Эдуардом Элгаром в 1899 году и превратились в его «визитную карточку». Предание гласит: однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сымпровизировал также вариации. За инициалами или вымышленными именами скрыты самые близкие композитору люди. Романтическая и утонченная первая вариация, непосредственно продолжающая тему, посвящена жене. В вариации № 6 тема поручена альтам (Исабель Фиттон обучалась у Элгара игре на этом инструменте). Однажды герой вариации № 7 архитектор Артур Тройт Гриффит и автор были застигнуты грозой и укрылись в доме Уинифред Норбери (см. вариацию № 8). Особняком выделяется вариация
№ 9 «Нимрод» (А.Дж. Джаггер), изумительное по красоте и оркестровой выразительности Адажио – шедевр Элгара. Под именем библейского царя Нимрода, строителя Вавилонской башни, выведен один из друзей композитора, служивший в лондонском музыкальном издательстве Новелло.
Остальные пьесы – порой милые безделушки. Дорабелла – это заикающаяся Дора Пенни, вариация № 11 – портрет отнюдь не Джорджа Робертсона Синклера, органиста в Херефорде, а его любимого бульдога. В такте 13 вариации № 13 на фоне мерных фигур у альтов и тремоло литавр, изображающих колыхание волн и шум машины в трюме, кларнет играет побочную тему увертюры Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание», которую за ним повторяют трубы и тромбоны: героиня вариации отплывала в Австралию. Финал, в котором к оркестру может присоединяться орган, – это Эдуард Элгар собственной персоной. Все загадки он в свое время раскрыл, прокомментировав сочинение. Но при этом загадал потомкам загадку второго уровня: якобы в вариациях есть еще некая скрытая в толще партитуры неявно звучащая тема… Ее ищут до сих пор, и поиски заставляют возвращаться к «Энигме», нащупывая под листками из домашнего альбома более глубокий смысл.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

11 октября 2013
27 октября 2013
Лядов. Брух. Элгар
23 ноября 2013
13 апреля 2014
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход