Санкт-Петербург, Концертный зал

Штраус. Шостакович

Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В программе:
Рихард Штраус
«Метаморфозы», AV 142

Дмитрий Шостакович
Камерная симфония, соч. 110a (струнный квартет № 8 до минор в обработке Рудольфа Баршая)

Страдивари-ансамбль Мариинского театра – коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы. Ансамбль возник по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева, играют в ансамбле лучшие инструменталисты, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря богатейшим и очень красивым тембрам инструментов работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.

«Метаморфозы» Рихарда Штрауса (1945) – грандиозное адажио для 23 струнных инструментов. Это одно из самых личных и прочувствованных творений в обширном наследии композитора. Непосредственным поводом для его создания явились трагические события последних месяцев Второй мировой войны, о которых немецкий мастер писал своему другу Йозефу Грегору: «Я в отчаянном настроении! Разрушен дом Гёте, эта величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден – Веймар – Мюнхен, все пошло прахом!». Штраус не скрывал программного замысла пьесы, ставшей прощанием с великой культурой Германии, последним представителем которой композитор себя ощущал, и одновременно – отражением своей собственной прожитой жизни. В «метаморфозах» мотивов печального поминовения, составляющих основу сочинения, содержится множество музыкальных аллюзий – это и тема короля Марка из вагнеровского «Тристана», и тема Мандрики – героя «Арабеллы», последней оперы Штрауса, написанной в сотрудничестве с великим драматургом Гуго фон Гофмансталем. Своеобразным мотто произведения является тема Траурного марша из Героической симфонии Бетховена, самое явственное проведение которой автор снабжает словами «In memoriam».
Надежда Кулыгина

Восьмой квартет Шостаковича пользуется популярностью, редкой для произведения столь академичного жанра. Причина – программа, которую Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману, рассказывая другу о пребывании в июле 1960 года на курорте в Саксонской Швейцарии, под Дрезденом: «Смотрел материалы кинофильма "Пять дней, пять ночей", создаваемого Лео Арнштамом. Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там Восьмой квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Шостакович написал эту музыкальную автоэпитафию буквально через несколько дней после того, как все-таки не смог избежать вступления в КПСС (хотя много раз зарекался это делать). Квартет открывается темой-монограммой (D-Es-C-H), которая проходит через все пять частей, делаясь местами даже назойливой. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его Первой, Восьмой, Десятой симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио и виолончельного концерта. «Намеками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Официально квартет посвящен памяти жертв фашизма и войны. Квартет существует в версиях для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая закрепилось название Камерная симфония.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход