Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Даниила Трифонова (фортепиано)

  Биография Даниила Трифонова

В программе:
Александр Скрябин
Соната № 2 соль-диез минор, соч. 19

Ференц Лист
Соната си минор, S. :178

Фредерик Шопен
24 прелюдии, соч. 28

Александр Николаевич Скрябин начал работать над Второй сонатой в 1892 году, вскоре после окончания Московской консерватории, а завершил ее только в 1897-м. За эти годы в его жизни произошло много событий: болезнь правой руки, грозившая поставить крест на карьере пианиста, начало сотрудничества с издательством М.П.  Беляева, женитьба на Вере Исакович, их совместные гастроли в Париже, во время которых и состоялась премьера сонаты. Первая соната в соль-диез миноре была написана Скрябиным в 1886 году, в 14 лет. Это была соната-фантазия в двух частях (Andante – Allegro vivace). В 20 лет композитор вернулся к идее двухчастной сонаты в соль-диез миноре. За шесть лет на смену шопеновскому романтизму пришли иные увлечения. Первая часть (почти целиком написанная в мажоре) легка и воздушна, ее музыка полна арабесок в духе раннего Дебюсси, а иногда напоминает лирические темы Брамса. От начала до конца первую часть пронизывает лейтмотив, который всякий раз звучит по-новому, неуловимо меняя характер, так что значение его остается загадочным. Монолитная вторая часть замечательна стихийной силой. Скрябин – мастер ювелирно отделанных деталей – написал этот мощный финал исключительно крупным штрихом.

Хотя соната си минор Ференца Листа посвящена Роберту Шуману, ее ближайшая музыкальная «родня» – музыкальные драмы Вагнера и симфонические поэмы самого Листа. Впервые услышав сонату, Вагнер пришел в восторг – и было от чего. Фортепианные сочинения подобного масштаба не появлялись со времен Бетховена. Более того, грандиозная соната Листа – одночастная, без перерыва она длится более получаса, и рояль звучит, то как оркестр, то как орган.
Лист не дал сонате программного названия, однако нет сомнения, что она не принадлежит к сфере «чистой музыки». Непрерывное развитие трех тем, которые претерпевают разнообразные метаморфозы, превращаясь даже в свою противоположность, говорит о том, что в сонате есть «сюжет» и «персонажи». Больше всего Листа интересовали два великих сюжета – «Божественная комедия» и «Фауст», которые легли в основу двух его симфоний. Лист закончил сонату си минор в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857 году в исполнении Ганса фон Бюлова. В XIX веке это произведение звучало редко и по-настоящему было оценено только в ХХ столетии.

24 прелюдии Фредерика Шопена, соч.  28, были написаны в 1838–1839 годах, в одно время с такими монументальными сочинениями, как Вторая соната, баллады, скерцо, этюды. Композитор завершал цикл прелюдий на острове Майорка, куда брал с собой с детства хорошо знакомые ему два тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Грандиозный баховский замысел – сочинить цикл прелюдий и фуг во всех существующих мажорных и минорных тональностях – отозвался у Шопена своей полной противоположностью. Среди его произведений прелюдии – самые миниатюрные, ля-мажорная прелюдия (№ 7) длится всего 16 тактов. И если Бах расположил прелюдии и фуги по хроматической гамме, то у Шопена прелюдии идут по квинтовому кругу, чтобы максимально подчеркнуть родство соседних тональностей. Это значит, что 24 прелюдии предпочтительнее исполнять не по отдельности, а целиком.
Цикл из 24 прелюдий – маленькая энциклопедия стиля Шопена. Здесь есть прекрасные образцы кантилены (например, прелюдии № 4 ми минор, № 6 си минор, № 15 ре-бемоль мажор), есть пьеса, близкая «Песням без слов» Мендельсона, хорал и даже похоронный марш. А почти половина – блестящие виртуозные пьесы, в которых сложнейшие фортепианные фигурации не нарушают присущих миниатюрам легкости и изящества.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход