Санкт-Петербург, Концертный зал

Вагнер. Брукнер


В программе:
Рихард Вагнер
Увертюра к опере «Тангейзер»
Обращение Погнера из I действия оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Монолог Голландца из оперы «Летучий голландец»
Симфоническая увертюра «Фауст» (к трагедии И.В. Гёте)
Прощание Вотана и заклинание огня из III действия оперы «Валькирия»

Антон Брукнер
Симфония № 3 ре минор, WAB 103

Солист – Евгений Никитин (бас-баритон)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Марк Минковски

«Тангейзер» (1845) – первая из двух опер Рихарда Вагнера о состязании певцов. Главный герой, рыцарь и миннезингер, побывал в гроте Венеры и не побоялся перед всеми воспеть богиню. Раскаяние ввергло его в аскезу и привело в Рим, но даровать прощение Тангейзеру могло только чудо. Вагнер предпослал опере развернутую увертюру, в которой представлены две стороны души героя. Увертюра открывается темой хора пилигримов, которая звучит дважды, чередуясь с темой раскаяния Тангейзера. В средней части увертюры музыка Вакханалии в гроте Венеры дважды чередуется с темой гимна рыцаря богине, спетом на состязании в Вартбурге. Затем триумфально возвращается тема хора пилигримов, символизируя дарованное прощение.

Рихард Вагнер называл образцом для своей увертюры «Фауст» (1839–1840) Девятую симфонию Бетховена, однако импульс для начала работы над увертюрой сообщило знакомство с «Ромео и Джульеттой» Берлиоза. Вагнер планировал сочинить большую драматическую симфонию по трагедии Гёте, но в итоге ограничился одной частью («Фауст-симфонию» позднее написал Ференц Лист). В этом раннем произведении вдохновение бьет ключом, одна за другой рождаются музыкальные идеи, позднее развитые в «Летучем голландце», «Тристане и Изольде» и других операх, а главная тема вагнеровской увертюры легла в основу грандиозного Adagio из Девятой симфонии Брукнера. Отзвуки «Фауста» встретятся и в программе этого концерта.

Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» появилась, когда Вагнер уже поднялся к высотам мастерства, и посвящена она традициям и славе священного немецкого искусства. В финале первого действия мастер пения Фейт Погнер объявляет, что во имя служения искусству он отдаст руку единственной дочери тому, кто победит в завтрашнем состязании.
Главный герой «Летучего голландца» в своей выходной арии из первого действия, напротив, поет лишь о себе, повествуя о наложенном на него проклятии и бесконечных злоключениях в ожидании Страшного суда. Кульминационная тема заимствована из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», что гармонирует с демоническим обликом Голландца.
Прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня венчают «Валькирию», и этот сольный финал по масштабу превосходит финалы многих опер с участием огромных хоров. Вотан погружает свою дочь в волшебный сон и создает вокруг нее огненное кольцо, пройти через которое сможет лишь бесстрашный герой (звучащий в оркестре лейтмотив подсказывает: им станет юный Зигфрид). В последний раз Вотан предстает во всем божественном величии. В следующей части «Кольца нибелунга» он выйдет на сцену в облике Странника, лишь наблюдающего за событиями. Действовать же будут молодые герои – его дети и внуки.

Когда Антон Брукнер решил посвятить Вагнеру симфонию, он попросил маэстро выбрать между Второй и Третьей. Вагнер выбрал Третью и особенно высоко оценил тему трубы, которой симфония открывается и завершается. В качестве «вагнеровской» Третья симфония сначала подверглась всем мыслимым нападкам противников «искусства будущего», а затем, по мере роста вагнеровского культа, испытала заслуженный успех. Брукнер неоднократно ее перерабатывал, в том числе многое сокращая. В результате форма постепенно становилась четче, но исчезло и немало ярких эпизодов. Поэтому сегодня все авторские редакции произведения имеют своих сторонников.
В Третьей симфонии композитор намеренно цитировал фрагменты музыки своего кумира: вступление к «Тристану и Изольде», финал «Валькирии». Еще больше связей с «Летучим голландцем». Но объединяет двух композиторов не только чисто музыкальное сходство. Еще важнее приверженность героическому императиву, торжественный тон и отношение к искусству как к святыне. Никаких компромиссов ради успеха, никаких уступок популярным веяниям – лишь благородное служение искусству, о котором пел мастер Погнер.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход