Санкт-Петербург, Мариинский театр

Борис Годунов


опера Модеста Мусоргского в постановке Грэма Вика

Первый спектакль 19-го абонемента
Евгений Никитин в опере

Исполнители

Дирижер – Павел Смелков
Борис Годунов – Евгений Никитин
Шуйский – Евгений Акимов
Пимен – Михаил Кит
Григорий – Сергей Семишкур
Юродивый – Андрей Попов
Андрей Щелкалов – Алексей Марков
Варлаам – Алексей Тановицкий
Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Модеста Мусоргского
Либретто композитора по одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Грэм Вик
Художник-постановщик – Стюарт Нанн
Художник по свету – Джузеппе ди Иорио
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

Краткое содержание

Пролог и картина первая
Двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Стрельцы и приставы сгоняют народ «просить на царство» Бориса Годунова. Думный дьяк Щелкалов выходит к народу с вестью о том, что Борис отказывается от трона. Пристав оглашает боярский указ: «Завтра быть в Кремле и ждать там приказаний».

Картина вторая
Площадь в Московском кремле. В Успенском соборе венчают Бориса на царство. Под колокольный звон царь Борис предстает перед народом. Его страшит бремя власти.

Картина третья
Келья в Чудовом монастыре. Монах Пимен заканчивает свою летопись Руси. Молодой чернец Григорий Отрепьев просыпается от тревожного сна: уже в третий раз видит чернец, как поднимается он по крутой лестнице, смотрит с высоты на Москву и падает вниз.
Григорий слушает рассказ Пимена о прежней жизни и с особым интересом расспрашивает о смерти царевича Димитрия в Угличе. «Он был бы твой ровесник и царствовал», – говорит Пимен. Эти слова глубоко западают в душу Григория, рождая в нем смелый и дерзкий замысел.

Картина четвертая
Корчма на литовской границе. Сбежавший из монастыря Григорий собирается перейти границу, вместе с ним беглые монахи Мисаил и Варлаам. От хозяйки корчмы Григорий узнаёт, каким путем можно пройти в Литву, минуя заставы.
В корчму приходят приставы с царским указом. Они ищут беглеца, опасного для Московского государства. Прочесть указ может только Григорий. Он читает, что из Чудова монастыря сбежал чернец Григорий Отрепьев и царь велел его изловить. В указе перечисляются приметы Отрепьева. Чтобы не выдать себя, Отрепьев, поглядывая на Варлаама, описывает его приметы вместо своих. Приставы набрасываются на Варлаама. Варлаам выхватывает указ и медленно, по буквам, читает его. Григорий опознан. Он убегает.

Картина пятая
Царский терем в Московском кремле. Федор, сын Бориса, занимается науками, а его сестра Ксения оплакивает умершего жениха. Входит царь. Он старается утешить дочь, интересуется занятиями сына. На душе у него тяжело. Борис знает, что народ ненавидит его и никакими щедротами он не сможет снискать народной любви.
Размышления Бориса прерваны визитом Шуйского. С затаенным злорадством князь сообщает Борису о появлении в Литве Самозванца. Имя царевича Димитрия приводит Бориса в волнение.
Борис приказывает Шуйскому укрепить литовскую границу. Он просит князя подтвердить смерть царевича. Шуйский рассказывает подробности убийства. Потрясенный, охваченный ужасом, Борис гонит Шуйского прочь. Когда царь остается наедине со своей совестью, ему чудится призрак убитого ребенка.

Картина шестая
Площадь перед собором Василия Блаженного. Бедные и голодные люди, собравшиеся на площади, ждут окончания службы. В соборе предают анафеме Гришку Отрепьева. Из уст в уста передается слух о приближении войск Самозванца к Москве.
Мальчишки у собора отнимают у Юродивого копеечку. Он плачет. Из собора выходит царь в окружении бояр. Народ просит у него хлеба. Царь спрашивает Юродивого, отчего тот плачет. «Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича», – отвечает Юродивый. Борис просит Юродивого помолиться за него. «Нельзя молиться за царя Ирода…» – слышит он в ответ.

Картина седьмая
Грановитая палата в Московском кремле. На заседании Боярской думы решается участь Самозванца. Бояре недовольны отсутствием Шуйского в думе. Наконец князь приходит. Его рассказ о болезненных видениях Бориса вызывает недоверие. Но в это время с возгласом «Чур, чур, дитя!» появляется Борис. Он обращается к боярам. Шуйский прерывает его – предложением выслушать старца, который желает поведать тайну. Входит Пимен. Он рассказывает царю, что в Угличе произошло чудо: слепой прозрел на могилке царевича. Этого удара Борис не выдерживает. Чувствуя близкую смерть, он зовет сына…
Под погребальный звон, указывая на Федора, умирающий Борис говорит: «Вот царь ваш…»


Мировая премьера: 27 января 1874 года, Мариинский театр (авторская редакция 1872 года)
Премьера постановки: 25 мая 2012 года (авторская версия 1869 года)

Совместная постановка с Баден-Баденским фестшпильхаусом


Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут
Спектакль идет без антракта


23 октября 2012
Борис Годунов
15 ноября 2012
29 января 2013
15 апреля 2013
29 апреля 2013
8 мая 2013
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)