Санкт-Петербург, Концертный зал

Барбара Фриттоли в гала-концерте «Музыка Сарти»


В программе:
Джузеппе Сарти. Magfnificat и Gloria

Cолисты: Барбара Фритолли (сопрано), Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Дмитрий Воропаев (тенор), Юрий Воробьев (бас)

Хор и оркестр Мариинского театра

Джузеппе Сарти (1729 – 1802) по праву считается одним из ведущих музыкантов своего поколения. Органист, хормейстер, капельмейстер, педагог и ученый, как композитор он был равно велик в духовной и оперной музыке. Конечно, более громкую славу принесли ему театральные работы числом около 75, начиная оперой «Помпей в Армении» (1752) и кончая поставленным в Гатчине анакреонтическим балетом «Любовь Зефира и Флоры» (1800). Сарти охватил буквально все бывшие тогда в обороте сюжеты, мастерски владел приемами как итальянской, так и французской школы. Моцарт почтил его, процитировав в «Дон Жуане» тему из оперы-буффа «Двое ссорятся – третий радуется».
Именно оперные успехи привели Сарти в качестве капельмейстера сначала в Копенгаген, а в 1784 году – в Санкт-Петербург, где он по рекомендации будущего Павла I оказался при дворе Екатерины II, сменив своего соотечественника Джованни Паизиелло. В русской музыке Сарти оставил значительный след. Помимо написания и постановки нескольких итальянских опер участвовал в сочинении музыки для «Начального управления Олега» на либретто императрицы. Несколько лет по приглашению князя Потемкина провел с семьей на Украине, отдыхая от сурового северного климата и работая на благо знаменитой украинской певческой школы. Изучал природу звука и учредил «петербургский камертон», за что был принят в Академию наук. Если в Италии среди его учеников-композиторов был Луиджи Керубини, то в России – Степан Дегтярев, Даниил Кашин и Лев Гурилев. Джузеппе Сарти – до мозга костей классицист. Его музыка гармонична, уравновешенна и позитивна, каждый такт словно внушает, что мир устроен разумно и прекрасно. У композитора был дар сочинять прекрасные мелодии, то мягкие и сладостные, то живые и виртуозные. В наше время в Петербурге уже исполнялись две главные его «русские» оперы – «Эней в Лацио» и «Армида и Ринальдо». Духовная музыка менее известна, а ведь Екатерина II, не слишком жаловавшая итальянскую оперу, высоко ценила хоровую музыку итальянского маэстро. Именно в ней сполна проявлялось полифоническое мастерство ученика легендарного падре Мартини, которое в операх он разумно скрывал. Оригинальные гармонические обороты иногда придают хорам Сарти визионерский оттенок. Конечно, в духовные сочинения проникала оперная экспрессия и отголоски «галантного стиля», однако в целом они кажутся архаичнее опер маэстро.
Перу Сарти принадлежит ряд полных месс, их отдельных частей и немало других католических песнопений. В России композитор активно работал для православной церкви, в том числе создав цикл литургии и великолепный хор «Ныне силы небесные». Часто он писал для двух хоров и двух оркестров, пользуясь «стереоэффектами». Сочинения, которые прозвучат сегодня, появились, скорее всего, между 1779 и 1781 годами, в бытность Сарти капельмейстером Миланского собора. Милан – колыбель древнего амброзианского пения, и те, кто работал в этом городе, привыкли сочетать старинные распевы с современной техникой композиции.
Анна Булычева

 

Проект реализован в рамках Года России–Италии
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

  

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход