Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Мирослава Култышева (фортепиано)


I Международный фестиваль «Лики современного пианизма»

Петр Чайковский. Восемнадцать пьес для фортепиано соч. 72
Ференц Лист. Соната си минор

Восемнадцать пьес соч. 72 – последний фортепианный цикл Чайковского. В случае с этим опусом можно говорить о настоящем цикле, хотя сам композитор не оставил на этот счет никаких пояснений. Все пьесы соч. 72 носят названия. Судя по некоторым из них – «Колыбельная», «Нежные упреки», «Диалог», «Далекое прошлое» – эти пьесы как будто отражают страницы жизни самого Чайковского. Здесь же автор делает музыкальные приношения своим любимым композиторам – «Немного Шумана», «Немного Шопена».
Цикл сочинялся в последний год жизни Чайковского, одновременно с его Шестой симфонией. Композитор в письмах говорил, что создает эти пьесы как бы между прочим, лишь ради денег, по одной в день. Разумеется, эти слова не следует понимать буквально. Истинный смысл, заложенный в музыке цикла, равно как и программа Шестой симфонии, остались тайной.
Фортепианные циклы обычно исполняют целиком. Однако последний фортепианный опус Чайковского полностью в одном концерте звучит редко.
Павел Великанов

Хотя соната си минор Ференца Листа посвящена Роберту Шуману, ее ближайшая музыкальная «родня» – музыкальные драмы Вагнера и симфонические поэмы самого Листа. Впервые услышав сонату, Вагнер пришел в восторг – и было от чего. Фортепианные сочинения подобного масштаба не появлялись со времен Бетховена. Более того, грандиозная соната Листа – одночастная, без перерыва она длится более получаса, и рояль звучит то как оркестр, то как орган.
Лист не дал сонате программного названия, однако нет сомнения, что она не принадлежит к сфере «чистой музыки». Непрерывное развитие трех тем, которые претерпевают разнообразные метаморфозы, превращаясь даже в свою противоположность, говорит о том, что в сонате есть «сюжет» и «персонажи». Больше всего Листа интересовали два великих сюжета – «Божественная комедия» и «Фауст», которые легли в основу двух его симфоний. Лист закончил сонату си минор в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857 году, в исполнении Ганса фон Бюлова. В XIX веке это произведение звучало редко и по-настоящему было оценено только в ХХ столетии.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход