Санкт-Петербург, Концертный зал

Алессандро Дельжаван (фортепиано) и Павел Милюков (скрипка)


Санкт-Петербургский Дом музыки представляет:

В программе:
Иоганнес Брамс. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 15
Дмитрий Шостакович. Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор

Солисты – Алессандро Дельжаван (фортепиано) и Павел Милюков (скрипка)

Симфонический оркестр Мариинского театра

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор в исполнении автора.
Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительнее диссонансы» и «неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов. Фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и по-видимому неперспективным композитором. А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, с перекличками с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не смогли сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).


Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен. По серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича. Но, в отличие от симфоний, сквозь все четыре части (Ноктюрн, Скерцо, Пассакалью и Финал) проходит один и тот же герой, олицетворяемый солирующей скрипкой. Хотя это отнюдь не сообщает сочинению субъективного или лирического характера. Скрипку Шостакович наделил очень мужественным характером, а одна из главных идей концерта, видимо, преодоление обстоятельств. Не случайно в Пассакалье Шостакович обратился к интонациям музыки Баха, символизировавшей для него высшие духовные ценности.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход