Санкт-Петербург, Концертный зал

Средство Макропулоса


опера в 3-х действиях
(концертное исполнение)

Исполнители

Дирижер – Дирижер – Михаил Татарников
Эмилия Марти – Екатерина Попова
Альберт Грегор – Сергей Семишкур
Коленатый, адвокат – Александр Морозов
Ярослав Прус – Сергей Романов
Витек, секретарь – Василий Горшков
Гаук-Шёндорф – Николай Гассиев
Кристина, дочь Витека – Варвара Соловьева
Янек, сын Ярослава Пруса – Андрей Илюшников
Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Леоша Яначека
Либретто композитора
по пьесе Карела Чапека
Исполняется на чешском языке

Хор и cимфонический оркестр Мариинского театра
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Репетитор по чешскому языку – Всеволод Москвин

Краткое содержание

 


«В истории музыки трудно, наверное, даже невозможно найти аналог последнему периоду жизни и творчества Леоша Яначека. Это какой-то беспрерывный творческий экстаз». Так дирижер Геннадий Рождественский охарактеризовал то десятилетие, в течение которого были созданы лучшие оперные работы чешского мастера, в том числе и «Средство Макропулоса» – пожалуй, самая интересная и спорная из них. Она явилась завершением своеобразной трилогии, объединенной темой власти и обаяния женщины, но вместе с тем, своей проблематикой вышла далеко за рамки этой темы. Не желая довольствоваться традиционными оперными либретто, композитор решил сам написать текст своего сочинения. Его выбор пал на только что поставленную пьесу Карела Чапека с весьма необычной главной героиней – ослепительной и эксцентричной оперной дивой Эмилией Марти, которая после употребления эликсира бессмертия (средства Макропулоса, приготовленного ее отцом-алхимиком) оказалась осужденной на вечное существование, утратившее для нее всякое очарование из-за отсутствия смысла и развития. 300 лет с тех пор она живет, меняя имена, города и знакомых, но вот, наконец, возвращается в родные места, поскольку действие напитка истекает и для продления своей бесконечной жизни ей необходимо принять очередную его порцию…
Интересно, что опера Яначека стала одной из первых ласточек в кругу сочинений, связанных с новым зарождающимся философским направлением – экзистенциализмом, остро поставившем вопросы о жизни, смерти и смысле бытия. Пьеса Чапека была ответом ее автора на нашумевшую пенталогию Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу», в которой английский драматург заявлял, что причина всех бедствий человека – в краткости его жизни, не позволяющей овладеть культурным богатством нашей цивилизации и приобрести необходимые знания и опыт. Выход в том, чтобы продлить жизнь людей до «века Мафусаила» – библейского персонажа, прожившего 969 лет. Однако Яначек, вслед за Чапеком, возражает против этого. Бесконечная жизнь вряд ли позволит людям достичь абсолютной истины, однако за время столь долгого существования человек пресытится самим собой и невыносимо устанет от своего окружения. В своей опере чешский мастер показал, что вся прелесть жизни как раз и определяется ее краткостью, придающей каждому мгновению значимость и неповторимость. Осознав это, героиня находит в себе мужество отказаться от волшебного напитка. Умирая, она, наконец, обретает смысл жизни, и композитор гениально передает это чудесное преображение: жесткие, напряженные, бескомпромиссные звучания смягчаются, музыка наполняется теплотой, словно «очеловечиваясь» и расцветая в прекрасном лирическом финале. И разве нет здесь видения современного общества, богатого технологиями для продления жизни, но бедного тем, что делает эту жизнь действительно ценной?
Надежда Кулыгина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)