Санкт-Петербург, Мариинский театр

Петрушка. Шехеразада


одноактные балеты

Исполнители

Дирижер – Дирижер – Валерий Гергиев

ПЕТРУШКА

Петрушка – Александр Сергеев
Балерина – Ирина Голуб
Арап – Ислом Баймурадов
 

ШЕХЕРАЗАДА

Шахриар – Владимир Пономарёв
Зобеида – Диана Вишнёва
Раб Зобеиды – Игорь Зеленский
Одалиски: Юлия Степанова, Евгения Долматова, Ти Ен Рю
Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского, Николая Римского-Корсакова
Хореография Михаила Фокина

Краткое содержание

ПЕТРУШКА Премьера

потешные сцены в 4-х картинах

Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)
Декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановщик – Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций – Батожан Дашицыренов
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный репетитор – Игорь Петров

Мировая премьера: 13 июня 1911 года, Les Ballets Russes de Serge de Diaghilev, Theatre du Chatelet, Париж
Премьера постановки: 6 февраля 2010 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Продолжительность балета «Петрушка» 40 минут

 

Главный спонсор постановки 

 

ШЕХЕРАЗАДА

хореографическая драма в одном акте

Музыка Николая Римского-Корсакова (Симфоническая сюита "Шехеразада")
Сценарий Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок
Хореография Михаил Фокин (1910)
Реконструкция Изабель Фокиной и Андриса Лиепы
Декорации и костюмы Анны и Анатолия Нежных
на основе эскизов Льва Бакста

Премьера: 4 июня 1910 года, Les Ballets Russes de Serge de Diaghilev, Theatre de l´Opera, Париж
Премьера в Мариинском театре: 26 мая 1994 года

Продолжительность балета «Шехеразада» 40 минут

   

Впервые балет Игоря Стравинского «Петрушка» был показан в постановке Михаила Фокина на русских сезонах в Париже в 1911 году. В репертуар Мариинского театра фокинский балет перенес Леонид Леонтьев в 1920 году. Специально для VI фестиваля «Масленица» работу по возвращению балета на Мариинскую сцену провел американский танцовщик и хореограф Гэри Крист. Крист принимал участие в постановочных репетициях по возобновлению «Петрушки» для известной балетной компании Джоффри Балле в Нью-Йорке в 1970 году под руководством друга Дягилева, солиста Ballets russes и известного хореографа Леонида Мясина. В 2006 году Крист поставил «Петрушку» для Американского театра балета, а затем для Национального балета Канады.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во время масленичного гуляния в балагане дается представление. Три куклы – Арап, Балерина и Петрушка – пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблен в Балерину и ревнует ее к самовлюбленному и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана, и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

 

«В постановке "Шехеразады" мне впервые полностью удалось осуществить мой принцип изложения действия.
<…> Действия и чувства были выражены позами и движением. Никто не говорил руками. Все ли можно передать без условных жестов? Нет. Но в "Шехеразаде" все передано.
<…> Я знаю, что не так танцуют на Востоке, не так живут. После постановки балета я изучал настоящие восточные танцы. Но я ни за что не согласился бы переставить мои танцы на настоящие. Для них нужен был бы настоящий восточный оркестр. Под симфонический оркестр Римского-Корсакова они бы не подошли.
<…> Об исполнении И. Л. Рубинштейн и о постановке ее роли хочу сказать, что это удивительное достижение. <…> Все выражалось одной позой, одним жестом, одним поворотом головы. Зато все было точно вычерчено, нарисовано. Каждая линия продумана и прочувствована».

М. Фокин о балете «Шехеразада»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и его любимая жена Зобеида.
По совету младшего брата Шахезмана, убежденного в женской неверности, Шахриар уезжает на охоту. В гареме начинается оргия, в разгар которой неожиданно возвращается султан. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и рабов.
Зобеида закалывается.



Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)