Санкт-Петербург, Концертный зал

Ален. Буцко. Леденев. Гийу. Барток. Карев. Вустин


III фестиваль современной музыки «Новые горизонты»

Вечер органной музыки

Жан Ален. Фантазия № 2
Юрий Буцко. Контрапункт № 4 из «Полифонического концерта».
Токката из «Большой органной тетради»
Роман Леденёв. Мини-сюита
Жан Гийу. «Синяя птица». Сага № 2
Бела Барток. Румынские танцы в транскрипции для органа А. Изуара
Леонид Карев. Экспромт-посвящение
Александр Вустин. «Белая музыка»
Леонид Карев. «Апокрифические картины»

Диспозиция Органа >>


Жан Ален (1911–1940) – французский композитор и органист, учился в Парижской консерватории у выдающихся мастеров – органиста Марселя Дюпре и композитора Поля Дюка. Служил органистом в парижской церкви Св. Николая (1935 – 1939). В 29 лет погиб на фронте Второй мировой войны, оставив в наследии произведения для органа, фортепиано, хоровые и камерные сочинения, созданные в период 1929–1939 годов.
В творческом наследии композитора сосуществуют различные стили и жанры. В его языке можно уловить влияние Мессиана, Дебюсси, а также причудливость Ренессанса и неповторимую «барочность», тяготение к выразительным средствам восточных культур. Композиции Алена написаны на драматическом языке ушедшего столетия, в словаре которого реплики «личного» сплелись с мощной разноголосицей мирового и наплывами всеобщей экзальтированности. Центральные органные сочинения композитора – Литания (Litanies), «Три танца» (Trois Danses) и две Фантазии (1934, 1936).

Юрий Буцко (1938) – профессор Московской консерватории, педагог, композитор. Им написано множество сочинений в различных жанрах: оперы, симфонии, оратории, кантаты, камерные сочинения, киномузыка, музыка для органа. Юрий Буцко сознательно, один из первых, обратился к миру твердой веры и вечных нравственных истин, к мелодике древнерусских распевов. «Полифонический концерт» для четырех клавишных инструментов (органа, клавесина, фортепиано и челесты) на темы знаменного распева (1969) – монументальная фреска, около трех часов звучания. В композиции целого органу принадлежит одна из ведущих ролей. Концерт относится к «знаменному периоду» творчества композитора. Цитируемые в произведении темы знаменного распева, имеют высокое символичное звучание и одновременно являются материей для мастерской полифонической работы композитора. «Большая органная тетрадь» (2003) уникальна среди органных сочинений Юрия Буцко, созданных в России. Единое музыкальное пространство сочинения связано с мотивами древнерусских песнопений из православного Обихода. Неповторимое единство жанра и его интерпретации представлены в Токкате, где речитативные припевы из панихиды «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих» звучат как отдаленное воспоминание ушедшей старины.

Роман Леденёв – (1930) – композитор, педагог, профессор Московской консерватории. Автор оркестровых и камерных сочинений, хоровых композиций, музыки к кино- и телефильмам, театральным постановкам. Одна из центральных тем композиторского творчества – русская природа. По словам композитора, самые сильные чудеса и впечатления в жизни связаны именно с ее образами. Композитора можно назвать и неоромантиком, и традиционалистом, и даже отчасти минималистом. Овладев додекафонной техникой, он перешел к диатонической «новой простоте», используя русские фольклорные элементы. Звуковые полотна Леденева наполнены внутренним светом, возвышенной красотой, искренностью и кристальной чистотой; отличаются безошибочным слышанием тембровых красок и чистотой фактуры.

Жан Гийу (1930) – французский композитор, органист, пианист и педагог. В творчестве композитора есть как сольные органные сочинения, так и сочинения для органа с оркестром (семь концертов). Область экспериментирования составляют комбинации органа с другими инструментами: орган и виолончель, орган и маримба, скрипка и органа. В 2002 году Ж. Гийу был первым исполнителем на возрожденном инструменте XIX века – педальном фортепиано. Создатель и новатор в области изобретения органов (выступал консультантом при построении в Брюсселе, Цюрихе, Неаполе, Санта-Крус-де-Тенерифе), Ж. Гийу отразил собственную инновационную концепцию в книге «Орган: прошлое и будущее». Ж. Гийу создал «Переносной орган», состоящий из 15 отдельных блоков, которые легко можно транспортировать. Расширение возможностей регистровки, усовершенствование звучности инструмента, поэтизация тембров – все это находит воплощение в звуковых полотнах органного мастера.

 

Цикл «Румынские народные танцы» Белы Бартока написан в 1915 году. Это «фольклорный» опус, основанный на подлинных народных мелодиях, услышанных композитором в Трансильвании в исполнении цыганского дуэта скрипачей. Первоначально произведение было создано для фортепиано, а в 1917 появилась оркестровая версия цикла. В сочинении слышны имитации «голосов» народных румынских инструментов – деревенской скрипки, пастушьего флуера – архаической свирели. Это яркая, воодушевляющая, самобытная музыка, сочетающая народные мотивы и композиторские находки, полная энергии, озорства и лукавства.
Удивительная красочность и характерность музыки «танцев» привлекала внимание многих музыкантов, которые делали транскрипции сочинения для разных инструментов. Помимо авторских версий (фортепианной и оркестровой), в равной мере популярных, существуют аранжировки для камерного ансамбля, для флейты и арфы и другие (особенно распространена транскрипция для скрипки и фортепиано Золтана Секеи). Транскрипция для органа А. Изуара открывает новые фонические качества румынской народной музыки. Каждая пьеса длится не более полутора минут. Несмотря на лаконичность, цикл необыкновенно разнообразен – он включает самые разные пьесы от томных лирических импровизаций до зажигательных быстрых плясок.

Леонид Карев (1969) – органист парижской церкви Успения Богородицы и профессор Йеррской и Оксеррской консерваторий. Композиционная цельность, технически сложный, но доступный для восприятия музыкальный язык, стилистическое единство, бережное отношение к цитируемому материалу и к звуковым возможностям инструментального состава – вот основные черты творчества этого композитора. Адаптируя народные мелодии и старинные церковные песнопения к современности, Карев старается сохранить контекстуальные условия жизни народных тем и знаменного роспева. Композитор говорит: «Стараясь вписаться в глубинную традицию русской музыки, я сознательно встал на путь “прозрачности” стиля, что привело меня к определенным критериям эстетической самокритики, тем более жесткой, чем проще оказывается внешняя сторона моей “продукции”. При их внешней обобщенности, эти критерии опираются на выработанные веками культурные ценности человечества, являющимися для меня более весомыми аргументами, нежели порожденные фантазией того или иного индивидуума “техники”».

Александр Вустин (1943) – композитор, активный участник новой Ассоциации современной музыки, автор многочисленных сочинений в разных жанрах. Первые опусы относятся к 50-ым годам, но индивидуальный композиторский почерк Вустина откристаллизовался к 1972 году. Большое влияние на творчество композитора оказали фольклорные экспедиции по областям России. Александр Вустин пробует себя в разных стилях и «системах координат», и по уровню мастерства достигает высокого градуса во всех направлениях. Особую роль в его композициях играет тембр. Музыкальный язык сочинений отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией, интенсивным переживанием времени; в этом смысле его можно назвать наследником традиций А. Веберна. Композитор пользуется различными техниками, в том числе развивает идеи двенадцатитоновости.

 

Анна Коленькова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход