Главная страница Мариинского театра
 
 

Интервью: Леонид Векслер
9 ноября 2009 г., понедельник

 
  Леонид Векслер Концертмейстер группы первых скрипок оркестра Мариинского театра.

В 1989 году по окончании Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова начал работать в Мариинском театре.

В оркестре театра проводит  465 дней в году.

С оркестром побывал во всех странах, где гастролировал театр, включая Австралию и Латинскую Америку.

Увлечения: пляжный туризм, велоспорт, компьютеры, домашние животные, фотография.
 
  Когда Вы были в Испании последний раз?  
    В этой солнечной стране я оказываюсь только благодаря театральным поездкам. В 2009 году мы уже дважды выступали в Испании: в январе — Валенсия, Санта Круз, Мадрид, Барселона, Канарские острова, и ещё раз на Канары ездили в апреле.  
  Какой город Вам запомнился больше всего? Как ощущается колорит Испании? Насколько испанские города «с характером» — правда ли, что они все очень разные?  
    Каждый город по-своему уникален. Барселона с удивительным, вечно строящимся собором и замечательными зданиями Антонио Гауди на одной из центральных улиц, величественный Мадрид с широкими проспектами и великолепными музеями, Валенсия с чудесным парком, расположенным в русле высохшей реки и грандиозным новым театром (в ноябре нам впервые предстоит выступить в нём с балетами Михаила Фокина). Но, учитывая напряжённый гастрольный график, особенно запоминаются те места, где удаётся немного отдохнуть. Такая возможность была на Канарах, в Лас-Пальмасе. Оба раза я находил время искупаться и даже позагорать. Сюда приезжаешь с удовольствием, успеваешь восстановить силы, порадоваться солнцу, свежему морскому ветру, пальмам. Зал в Лас-Пальмасе, издали напоминающий мечеть, расположен на берегу океана, а сквозь застеклённый задник сцены видны волны, прибрежные скалы, высокое южное небо. Играть в таком зале удовольствие, это тот случай, когда акустические достоинства уже не так важны.  
  Оркестр театра часто ездит в поездки по всему миру, и музыканты много времени проводят в дороге: как удаётся развлечь себя в пути?  
    Да, оркестр очень востребован, часто гастролирует, и в дороге приходится проводить много времени. Лучше всего в дальних перелётах и длительных автобусных переездах постараться поспать, а если не получится, есть проверенные способы скоротать время в дороге — это современные электронные развлечения: цифровые книги, мультимедиа-плееры, электронные «игрушки» и, конечно, компьютеры. Фильмы, музыка, нотные программы, редактирование фотографий — всё это позволяет не скучать в пути музыкантам-гастролёрам.  
  Расскажите, что было самым интересным в сотрудничестве нашего оркестра и хора совместно с оркестром и хором города Бирмингема, когда вы работали над исполнением и записью Реквиема Берлиоза?  
    Уже сама идея объединить четыре коллектива и записать Реквием с концерта на компакт-диски (то есть без единого дубля), чтобы слушатели могли приобрести их сразу по окончании концерта, — грандиозна! Конечно, без тщательных репетиций осуществить такую запись было бы невозможно — на огромной сцене красивейшего концертного зала разместилось более ста оркестрантов и два хора, а на балконах среди слушателей — четыре группы медных духовых инструментов. Был достигнут потрясающий эффект мощного панорамного звучания! Для музыкантов из разных стран языкового барьера не существует, ведь язык музыки универсален, а ясный жест маэстро Валерия Гергиева организовывал и собирал воедино всю звуковую палитру.  
  Что необычного в музыке Берлиоза для Вас?  
    При первом знакомстве музыка Берлиоза может показаться набором отдельных прекрасных мелодий, но стоит вслушаться, а исполнителю «выграться», и каждое произведение композитора предстаёт как единое целое, как монументальное полотно, написанное сочными и смелыми красками.  
  Как идёт подготовка к премьере ноября — «Женщина без тени»?  
    «Женщина без тени» — ещё одна опера Рихарда Штрауса, которая вскоре появится в репертуаре театра. Сказать, что это новая музыка для нас, нельзя — я слышу в ней отголоски музыкального языка «Саломеи» и «Электры». Партитура содержит множество красивейших страниц, но мне опера представляется чрезмерно насыщенной, переусложненной и продолжительной. Тем не менее работа над ней обещает быть интересной. Оркестр репетирует по группам, все струнные детально проработали сложнейшие партии. Начались общие репетиции с солистами. И на предстоящих гастролях по Испании, наряду с текущим репертуаром, оркестр будет продолжать работу над этой оперой с тем, чтобы к моменту возвращения домой за несколько дней до премьеры все было готово к генеральным репетициям. Уверен, этот спектакль станет новым ярким событием в театральной жизни Петербурга и настоящим подарком для всех любителей музыки.  
  Леонид Векслер
Москва, Пасхальный фестиваль, 25 апреля 2009 г.