30.01.2014

Первая премьера нового года

Новый «Евгений Онегин» для новой сцены Маринского театра.

Мариинский театр вновь обращается к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: 2, 3 и 8 февраля свою сценическую версию «лирических сцен» представят режиссер Алексей Степанюк, художник Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова. Обоими премьерными спектаклями продирижирует Валерий Гергиев.

Нынешняя постановка станет восьмой после премьеры «Онегина» в Петербургской императорской опере в 1884 году. В 1879 году «Онегин» был поставлен в Московской консерватории силами студентов и лишь спустя пять лет попал на казенную петербургскую сцену. За постановку оперы в столичном театре ратовал император Александр III, который был большим поклонником «Евгения Онегина». Примерно через год после премьеры директор Петербургских императорских театров И.А. Всеволожский попросил композитора написать экосез для второго бала (в третьем действии). В обновленной музыкальной редакции опера впервые была исполнена 19 сентября 1885 года. Как дирижер и музыкальный руководитель премьеры 1884-го и 1900 годов готовил Э.Ф. Направник.

С тех пор «Евгений Онегин» Чайковского стал в репертуаре Мариинского театра своеобразным рекордсменом по количеству представлений: в 1892 году прошел 100-й спектакль с момента премьеры; в 1924-м отмечали 40-летие постановки оперы на Мариинской сцене, количество представлений к этому времени перевалило за 450; 17 января 2014 года прошел 1554-й спектакль.

В «Онегине» на Мариинской сцене пели Эмилия Павловская, Медея Фигнер, Мария Славина, Николай Фигнер, Леонид Собинов, Николай Печковский, Федор Шаляпин, а в постановках 1982-го и 2002 годов – Лариса Шевченко, Татьяна Новикова, Лариса Дядькова, Юрий Марусин, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов; Ирина Матаева, Владимир Мороз, Алексей Марков, Евгений Никитин, Евгений Акимов, Даниил Штода, Михаил Кит.

В советское время к опере обращались в 1920 году, по настоянию дирижера Э.А. Купера поставив спектакль по партитуре первого издания; в 1929 году, когда творческая группа спектакля, состоявшая из дирижера А.В. Гаука, художника В.В. Дмитриева и режиссера Э.И. Каплана, для создания «сквозного ритма спектакля» исключила из партитуры некоторые «пустые места»; в первый послеблокадный сезон в 1945 году под музыкальным руководством Б.Э. Хайкина. Сейчас в репертуаре театра на исторической сцене живет спектакль Ю.Х. Темирканова, который в 1982 году поразил современников премьеры тем, как по-новому, «в теплом и человеческом ключе», был раскрыт образ Онегина.

Режиссер нового спектакля Алексей Степанюк, уже поставивший для Мариинского-2 в содружестве с художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой оперу Родиона Щедрина «Левша», хочет, чтобы «в спектакле молодые люди узнавали себя». И поясняет это так: «Здесь возникает двойственная ситуация: многое меняется со временем – меняются манеры, лексика, наш язык, наше поведение, но суть человека остается неизменной. Поэтому, с одной стороны, я хочу, чтобы в спектакле был хороший русский язык, манеры, этикет и нюансы поведения эпохи Пушкина. С другой – очень важно, чтобы спектакль не превращался в экскурсию-путеводитель, чтобы он был психологически убедительным и все персонажи – начиная от Онегина, кончая Зарецким и Ротным – были живыми людьми».

Постановка спектакля осуществляется совместно с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине. Премьера в Пекине состоится 14 марта.

В главных партиях спектакля будут заняты молодые артисты: Мария Баянкина, Анна Бархатова, Гелена Гаскарова, Екатерина Гончарова, Татьяна Рягузова (Татьяна); Юлия Маточкина, Екатерина Сергеева, Ирина Шишкова (Ольга); Андрей Бондаренко, Дмитрий Гарбовский, Дмитрий Лавров, Григорий Чернецов (Евгений Онегин); Евгений Ахмедов, Илья Селиванов, Александр Трофимов (Ленский); Аскар Абдразаков, Илья Банник, Эдуард Цанга (Гремин).
Ответственный концертмейстер премьеры – Лариса Гергиева.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход