26.11.2012

Большая опера больших страстей на сцене Мариинского театра

Премьера оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос» на сцене Мариинского театра 29, 30 ноября, 4 и 30 декабря.

В преддверии года 200-летнего юбилея со дня рождения Джузеппе Верди Мариинский театр осуществил новую постановку оперы «Дон Карлос». Премьера состоится 29, 30 ноября, 4 и 30 декабря. Это – четвёртая постановка «Дон Карлоса» на сцене Кировского – Мариинского театра (предыдущие – 1976, 1992 и 1999 гг.) и первое обращение к последней полновесной пятиактной авторской редакции оперы на итальянском языке, так называемой «моденской» редакции 1886 года.
Премьера оперы «Дон Карлос» (либретто Жозефа Франсуа Мери и Камиля дю Локля по мотивам одноименной поэмы Фридриха Шиллера, одного из самых любимых драматургов Верди) состоялась 11 марта 1867 года на сцене парижской Гранд Опера.
В России «Дон Карлоса» впервые услышали 20 декабря 1868 года, опера была поставлена на сцене петербургского Большого театра силами Императорской итальянской труппы. Почти 20 лет спустя, в 1884 году, Верди создал новую редакцию оперы в четырех действиях, с текстом, переработанным итальянским либреттистом Антонио Гисланцони. В 1886 году в Модене впервые была исполнена еще одна редакция оперы – наиболее полная, снова в пяти действиях, на итальянском языке.
В России после первой итальянской постановки «Дон Карлоса» оперу долго не допускали на сцену по цензурным соображениям. В 1917 году Федор Шаляпин добился разрешения на постановку «Дон Карлоса» в московском Большом театре, где на премьере 10 февраля сам выступил в партии короля Филиппа, определив на многие годы традицию музыкально-сценического воплощения этого образа.

Сочинение «Дон Карлоса» для Парижской оперы заставило Верди работать в жанре «большой оперы». Сложный исторический фон сюжета – запутанные политические линии, костры инквизиции – позволили Верди создать монументальное полотно с яркими массовыми сценами, а любовные страсти и семейные перипетии этой истории дали композитору широкие возможности для создания психологически насыщенных музыкальных образов и характеров.

Оперу «Дон Карлос» в Мариинском театре ставит итальянский режиссер Джорджо Барберио Корсетти.
Режиссер Корсетти о «Дон Карлосе»: «Дон Карлос Верди – очень темная опера, это своего рода ночной кошмар. Слепой Великий Инквизитор – сам является воплощением тьмы. Тьма движется вместе с героями. Во многих портретах конца XVI века задний план почти полностью черный. Художник помещал изображение не в конкретное время, а в вечность, вне всякого временного контекста. Я не хотел создавать исторических реконструкций, история здесь – некий знак, намек. Конечно же, в ней есть вечные проблемы: отношения с властью, отношения с отцом и отношения с историей».

Джорджо Барберио Корсетти – лауреат самой престижной среди драматических режиссеров Европейской театральной премии «Новая театральная реальность», активно работающий и в оперном театре, известный прежде всего тем, что в своих спектаклях активно использует средства видеографики. Его первой оперной постановкой стала «Мария ди Роган» Доницетти в театре Ла Фениче (1999). За ней последовали диптих «Человеческий голос» Пуленка и «Ожидание» Шëнберга в Палермо, «Богема» Пуччини в Мессине, «Тоска» во Флоренции, Stabat mater Бакалова в Риме, «Турандот» в Ла Скала в 2011 года, премьерой которой дирижировал Валерий Гергиев. В Театре Шатле Корсетти поставил «Скрипичных дел мастера из Венеции» Гуальтьеро Дацци (2004), «Камень преткновения» Россини (2007) и «Поп-Пею» – интерпретацию оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» с использованием видеоарта и элементов поп-культуры (2012). «Дон Карлос» – это вторая опера Верди, над которой работает режиссер, до этого он ставил «Фальстафа» в Национальной опере Рейна в Страсбурге, в марте следующего 2013 года запланирована постановка «Макбета» в Ла Скала с маэстро Валерием Гергиевым за пультом оркестра. В 1999 году Корсетти стал художественным руководителем театральной секции Венецианской биеннале. В 2002 году возник новый проект собственной труппы Корсетти «Фактор К»: «Метаморфозы – фестиваль на грани театра и цирка» – цирковой и театральный фестиваль, организованный в сотрудничестве с правительством Рима.

В постановочной группе: художники-постановщики – Джорджо Барберио Корсетти и Кристиан Тараборрелли; художники по костюмам – Кристиан Тараборрелли и Анджела Бушеми; художник по свету – Фабрис Кебур; видеодизайнеры – Лукка Аттилии и Фабио Иакуоне; хореограф – Роберто Альдорази.

Главные партии в опере «Дон Карлос» готовят: Евгений Никитин, Михаил Кит, Михаил Петренко (Филипп II, испанский король), Ахмед Агади, Август Амонов, Виктор Луцюк (Дон Карлос, испанский инфант), Александр Гергалов, Василий Герелло, Владимир Мороз (Родриго, маркиз ди Поза), Сергей Алексашкин, Илья Банник, Михаил Колелишвили (Великий инквизитор), Ирма Джиголаты, Анна Маркарова, Екатерина Шиманович, Виктория Ястребова (Елизавета Валуа), Злата Булычева, Ольга Савова, Надежда Сердюк (Принцесса Эболи).
Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход