30.03.2013

Интервью с Александром Торадзе

Очередной фестиваль «Лики современного пианизма» представляет молодых талантливых исполнителей из разных стран. Имена некоторых пианистов уже знакомы петербургской публике по прошлым выступлениям, но большинство из наших гостей впервые появятся на сцене Концертного зала Мариинского театра. 20 апреля в 12.00 и 19.00 выступят пятеро учащихся Фортепианной студии Александра Торадзе (Никита Абросимов, Игнаси Камбра, Сангвон Ким, Эдишер Савицкий и Вахтанг Коданашвили).
 

Александр Торадзе

Биография Александра Торадзе

 

 – Как и когда появилась идея создания Фортепианной студии Александра Торазде?
 – Студийные выступления, известные еще в советское время и даже до него как «классные концерты», были (а, возможно, и остаются) доброй традицией во множестве консерваторий и музыкальных школ. На этих традициях мы выросли.
В 1991 году, после назначения на должность профессора Университета штатa Индиана, города Саут-Бенд, США, я начал приглашать в свою студию талантливых юных музыкантов из России, Грузии и других стран. Так и появилась Студия Торадзе.
Для меня было совершенно естественно возобновить традицию «классных концертов». Первое выступление Студии состоялось в 1994 году в нью-йоркском Зале Стейнвей. В 1995 году Валерий Гергиев пригласил музыкантов Студии в Санкт-Петербург на фестиваль «Звезды белых ночей», где мы исполнили практически все фортепианные сочинения Стравинского и Прокофьева. С тех пор программы, посвященные исполнению музыки одного композитора, стали основным направлением деятельности Студии.
Исполнить все фортепианные произведения одного автора в хронологическом порядке за один или два дня – серьезное испытание, но при этом огромное удовольствие. В таких программах и исполнители, и слушатели могут проследить развитие и изменение стиля композитора опус за опусом.

 – Вы сами приглашаете на обучение музыкантов или можно попасть к вам по желанию?
 – Иногда я приглашаю студентов, чаще они сами нас находят.

 – Какими критериями вы руководствуетесь при выборе учеников?
 – Любовь к музыке и желание выступать. А для выступлений необходимо упорно трудиться и многим жертвовать.
Поскольку студия выступает с концертами наши молодые музыканты, после получении определенной базы знаний и напряженной подготовки, должны быть готовы к участию в концертах.

 – Существуют ли возрастные ограничения для пианистов, желающих попасть в Студию?
 – Я никогда не устанавливаю жестких рамок, но обычно в Студии занимаются 8–10 пианистов в возрасте от 18 до 35 лет.  

– Каковы перспективы студии?
 – Перспективы студии – это перспективы ее участников. Главная цель наших выступлений – познакомить публику с новыми талантами и подготовить музыкантов к индивидуальной карьере солистов и будущих преподавателей.
Некоторые выпускники Студии сейчас являются успешными концертирующими пианистами и преподают в известных американских университетах.
Молодых музыкантов, обучающихся в Студии и ее выпускников приглашают на различные международные проекты. Например, на фестиваль «Лики современного пианизма». В марте прошлого года Вахтанг Коданашвили, Эдишер Савицкий и Никита Абросимов, (приглашенные в этом году принять участие в фестивале «Лики современного пианизма»), выступали на фестивале им. Сергея Рахманинова в театре Ла Скала (Милан).
Конечно, мне всегда хочется, чтобы после концертов Фортепианной студии Александра Торазде моих пианистов приглашали выступать сольно. Многие бывшие и нынешние музыканты Студии уже получили такие ангажементы. Среди них – Александр Корсантия, Максим Могилевский, Георги Вачнадзе, Геннадий Загор, Шон Боткин, Кетеван Бадридзе, Светлана Смолина, Ирма Сванадзе, Сангвон Ким, Игнаси Камбра.

 – Не могли бы вы кратко охарактеризовать каждого пианиста вашей Студии, приглашенного в этом году на фортепианный фестиваль?
 – Для меня, как для бывшего и нынешнего преподавателя, невозможно описать этих одаренных пианистов и чудесных людей одним словом. Могу сказать, что они очень талантливые, совершенно разные, но все одинаково преданы музыке. Общее у них одно – страсть к музыке. Однако они совершенно по-разному представляют себе, что такое страсть – как в музыке, так и в жизни.

Беседовала Светлана Никитина

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход