27.06.2012

Интервью с Ларисой Дядьковой

28 июня опера «Хованщина»
к юбилеям народных артистов России Ларисы Дядьковой и Сергея Алексашкина

 

Что самое важное в профессии оперного артиста?
Как и в любом деле, важен высокий уровень профессионализма, в нашем деле – это техника, пропущенная через душу и облаченная в совершенную форму.

Профессия певца требует особого режима. Есть ли у вас рецепты, как поддерживать вокальную форму?
Жизнь музыканта в чем-то схожа с жизнью спортсмена: каждодневный тренинг под руководством хорошего тренера и режим. Тогда тебе обеспечено долголетие и признание.

Что бы вы могли посоветовать молодым певцам, только начинающим свою карьеру?
Молодым, мне кажется, бесполезно давать советы. Молодости свойственна самоуверенность – пока не набьют своих шишек, к советам все равно не прислушаются.

Вы выступаете в разных странах и в разных театрах. Какой из них нравится вам больше всего?
Конечно же, Мариинский театр. Вот уже 34 сезона я с радостью выхожу на родную для меня сцену. Это не только прекрасное по архитектуре здание, но, прежде всего, дорогие моему сердцу люди, полностью отдающие себя нашему общему делу.

Какая женская роль вам кажется психологически наиболее трудной?
Для меня однозначно Марфа в «Хованщине». Мне всегда было страшно показаться в этой роли этаким неприступным монументом. При очень сдержанной вокальной линии нужно раскрыть сильную, одержимую верой и страстями молодую, любящую и страдающую героиню. Ответила на вопрос, а самой вспомнилась фраза из партии Марфы: «Кажись, по-книжному хватила!».

Есть ли разница между великими русскими оперными певцами и великими западными оперными певцами?
Я думаю, разновеликих не бывает. И все они в одинаковой степени принадлежат мировой культуре.

Ваше самое яркое музыкальное впечатление?
Концерты Заслуженного коллектива Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. Я старалась не пропускать ни одного из них. Попав первый раз на его концерт в Большой зал Филармонии, я испытала то удивительное состояние, которое можно назвать потрясением.

Есть ли у вас любимые партии или композиторы? Какие?
У меня точно нет нелюбимых партий, а с композиторами, пожалуй, определюсь так: это Вагнер, Малер, Мусоргский, а одна из моих любимейших опер – это «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Вы часто посещаете концерты в качестве слушателя?
Не часто, но посещаю. Иду только на уже известные имена, не так много свободных вечеров, чтобы случайно потерять один из них.

Музыка занимает все ваше время или остаются силы на что-то еще? У вас есть увлечения, которым вы уделяете много времени?
Люблю путешествовать, и неважно, виртуальный ли это мир, горы Гималаев или маленькие, с неповторимой архитектурой городки Европы. А еще лелею мечту завести собаку и заняться парусным спортом.

Насколько вам интересна современная музыка? Музыка какого времени для вас является самой близкой?
Очень люблю Прокофьева, до более современной не доросла, наверное.

Как вы относитесь к традиционным постановкам или, наоборот, экспериментальным решениям?
Я очень толерантный человек, важно, чтобы меня как исполнителя или как зрителя постановка не оставила в состоянии неудовлетворенности и разочарования.

Кто из музыкантов вообще и певцов в частности оказал на вас наибольшее влияние?
Мне очень много дала работа и общение с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. О маштабе этих личностей, пожалуй, излишне говорить, они всем известны. Я была приглашена Мстиславом Леопольдовичем на партию Марфы в Большой театр, после этой работы он часто приглашал меня и на другие проекты. Часто он выходил в одном концерте и в качестве дирижера, и играл на виолончели. Каким удивительным звуком владел этот великий музыкант! Вишневская всегда присутствовала на всех наших с маэстро репетициях и делала очень точные и интересные замечания, которые я и сейчас вспоминаю,если возвращаюсь к тем произведениям. Я должна сказать еще об одной великой певице – Ирине Константиновне Архиповой. Все лауреаты конкурса имени Глинки стали как бы ее крестниками. Она благословляла всех нас на долгий путь в творчестве, отмечала все наши успехи. Для меня она остается самой совершенной исполнительницей меццо-сопранового оперного и камерного репертуара.

Изменилось ли с годами ваше отношение к музыке, которую вы исполняете? К музыке вообще?
В целом нет, но по прошествии лет, возможно, соотношение чувственности и осмысленности поменялись местами.

Из мужских персонажей вам больше нравятся героические типажи или лирические герои?
Мне просто очень нравятся мужские персонажи, даже если они злодеи.

Какие события в своей жизни, кроме событий музыкальных, вы считаете наиболее важными?
Конечно, рождение дочери – это самое важное событие в моей жизни .

Вы способны выполнить любое требование режиссера или дирижера, даже самое необычное?
Как правило, я стараюсь выполнять все требования и дирижеров, и режиссеров, если мне позволяют мои возможности и принципы. на дирижеров и режиссеров возложена большая часть ответственности за конечный результат, который увидит зритель, а артист, по  сути, очень зависимый творец, и большое счастье, когда на его пути встречаются выдающиеся личности, а не делающие на скабрезных приемчиках и последующих скандальчиках карьеру дельцы от искусства.

Какие гастроли или какое выступление оказалось самым памятным для вас?
Не могу выделить какое-либо одно. Было очень много выступлений, одинаково значимых для меня.

Изменилась ли публика за последние 20 лет?
Публика меняется, если меняется общество. на западе на премьерных спектаклях видишь очень много богатых людей,. Среди них много истинных любителей и меценатов искусства, а кому-то важно лишь «отметиться» на мероприятии и продемонстрировать себя в нарядах. Примерно то же стало происходить в последние годы и в России.

Что вы можете назвать своим самым большим успехом?
Свои многолетние успешные выступления в Италии в итальянском репертуаре на прославленных сценах этой замечательной и любимой мной страны.

Есть среди ваших героинь та, что хоть чем-то похожа на вас?
Надо подумать... Я не дочь фараона и не раскольница, да и сына своего в костер не бросала, но одно сходство есть – мы все любящие женщины.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход