ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Единение.
Эпизоды октябрьских дней. 1977

12.07.1977–02.11.1977 (3 спектакля)

Дирижер – Виктор Широков
Сценарист и хореограф – Вадим Бударин
Художник – Феликс Волосенков


© Мариинский театр / Фото Даниила Савельева

«Победа Великого Октября, торжество свободы, разума – эта идея лежит в основе балетного спектакля, создаваемого на музыку Д. Шостаковича»,1 – так газета «За советское искусство» анонсировала готовившийся к 60-летию советской власти балет, постановку которого доверили дебютанту – солисту балета, студенту третьего курса балетмейстерского отделения Консерватории Вадиму Бударину. Подчеркивая новизну тематики 1917 года для балета, постановщик формулировал основную мысль спектакля: «Единение ряда групп сословий вокруг рабочего класса. Отношение этих групп к единению, их взаимодействие, в результате чего выкристаллизовывается одна группа, которая идет на Зимний»2. А свою задачу Бударин видел в «отображении средствами пластики атмосферы того героического, тревожного и сурового времени, отображении пафоса революционной эпохи»3.

© Мариинский театр / Фото Даниила Савельева

Одноактный балет на музыку первой и третьей частей Двенадцатой симфонии Шостаковича состоял из двух картин: зарисовки революционного Петрограда, на улицах которого люди сплачивались вокруг большевиков, и сцены в Зимнем дворце, где в страхе от надвигающейся бури метались члены Временного правительства и куда с победой врывались рабочие и солдаты под предводительством Большевика.

Большевик – Николай Ковмир 
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой

Обсуждая работу художника Феликса Волосенкова в процессе подготовки спектакля, худсовет театра критиковал излишнюю яркость оформления, однако одновременно отмечал, что в коллажах изобразительного решения спектакля «чувствуются противоречия того времени, неуверенность, вздыбленность отживающего мира»4.

Эскиз Феликса Волосенкова 
Частное собрание художника

Новый двадцатиминутный балет показывали в один вечер с возобновленным III действием «Пламени Парижа» и «Ленинградской симфонией». Соседство с творениями Вайнонена и Бельского сыграло не в пользу хореографа-дебютанта – такую оценку «Единению» вынес авторитетный искусствовед Исаак Гликман. Огорчили его «разрезанная» Двенадцатая симфония, отсутствие грандиозности, масштаба, «чрезмерный сценический аскетизм во всем», то, что «балет слишком камерный», а главное, что «в хореографии нет кульминации»5. Неудачным назвал новый балет и Юрий Гамалей6. После третьего представления в рамках празднования 60-летия Великого Октября балет о событиях 1917 года забыли.
Ольга Макарова

1 Новый балетный спектакль // За советское искусство. 1977. 14 мая. С. 1.
2 Протокол № 6 заседания худ. совета театра от 28 апреля 1977 года // ЦГАЛИ. Ф. 337. Оп. 7. Ед. хр. 465. Л. 31.
3 Новый балетный спектакль // За советское искусство. 1977. 14 мая. С. 1.
4 Там же.
5 Протокол № 9 заседания худ. совета театра от 9 июля 1977 года // ЦГАЛИ. Ф. 337. Оп. 7. Ед. хр. 465. Л. 45.
6 Гамалей Ю. В. Мариинка и моя жизнь. СПб.: Папирус, 1999. С. 385.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.